Автор: Кикахин Никита, 8 лет, ученик 2 класса МКОУ СОШ № 3, п. Кавалерово, Приморского края. Руководитель: Панкова Татьяна Владимировна, учитель высшей квалификационной категории, МКОУ СОШ № 3 п. Кавалерово. Стаж работы 28 лет.
Тема: Знакомство с трудом хлеборобов.
Цель : Расширять и углублять знания детей о труде взрослых, познакомить с профессией хлебороба.
Воспитывать уважение к людям труда.
Основная образовательная область : познавательное развитие.
Интегрированные образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Планируемые результаты: сформированы у детей представления о ценности хлеба;знают о том, как выращивали хлеб в старину, и как это происходит сейчас, детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей; знают о профессиях пекаря, комбайнера и к труду людей, участвующих в производстве хлеба; бережно относятся к хлебу.
Наглядные средства обучения :– Колоски пшеницы и ржи (можно картинки), демонстрационные картинки с изображением различных работ в поле; черный хлеб; презентации о хлеборобах и хлебе.
Методы и приёмы: наглядные (просмотр презентации о хлебе); словесные (чтение стихотворения, загадок, пословиц, рассказ воспитателя, вопросы к детям, рассказы детей); игровые (физминутка, игра); практические ( угощение)
Словарная работа :
Обогащение словаря : хлеборобы, злаки.
Активизация словаря : зёрна пшеницы и ржи, яровые, хлеборобы, тракторист, комбайнер, элеватор, хлебозавод.
ХОД НОД Дети заходят и встают полукругом.
– Сегодня вы узнаете, откуда берётся хлеб, который мы каждый день покупаем в магазине, познакомитесь с трудом людей, которые его выращивают.
– Все мы каждый день едим белый и чёрный хлеб, многие любят сушки, печенья, различные пирожные. Кто знает, из чего всё это делают? (Из муки.) А что такое мука, из чего её получают? (Предположения детей.)
Дети подходят к столам с подносами на которых лежит зерно.
– Муку получают вот из таких зёрен, которые лежат у вас на подносах, на столах. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна, трогают их руками.) Посмотрите, все ли зёрна одинаковые? (Ответы детей.)
На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом – зёрна ржи. Зёрна пшеницы круглые, а ржи – длинные. Рожь и пшеница – злаки, они растут в поле, из их зёрен делают муку, а из муки выпекают хлеб.
– А как выглядят эти растения? (Ответы детей) Я вам принесла эти растения. (Воспитатель показывает колоски ржи и пшеницы.) Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим. Они, как и зерна, тоже разные.
– Что вы можете сказать вот об этом колоске? (Показывает колосок ржи.) Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи длинные. И колосок длинный.
– А что вы можете рассказать о колоске пшеницы, какой он? (Короче и толще, а усики у него короче и зернышки круглее.)
– Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нём соединились два слова, подумайте какие … – «хлеб» и «работа». Что же это за работа? Как выращивают злаки?
“Хлеб” Я.Аким
Пашут каждую весну,
Сеют, жнут, ночей не спят
С детства знай, как хлеб растят.
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
Давайте ребята посмотрим на наш экран.
(Показ презентации)
дети садятся на стулья
Прежде чем засеять поле, землю должен проверить агроном. Агроном, как и все, кто работает в поле, отвечает за хороший урожай. (показ). Он проверяет, достаточно ли в земле влаги для семян, прогрело ли её солнышко. Агроном проверяет и семена на всхожесть. Семена быстро прорастут, если земля будет влажной и тёплой.
– Что нужно чтобы растение выросло? (Зерно нужно посадить в землю.)
Чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить? (Техника.)
2 слайд . (На поле трактор с бороной, вокруг распаханная земля.) Что это за техника такая? Это трактор. Кто работает на тракторе? (Тракторист.)
– На распаханное поле выходят другие машины – сеялки.
Они сеют зерна в землю.
Физкультминутка. «Колосок растёт» Предложить детям встать.
Ребята , давайте немного отдахнем:
Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас, в маленькие зёрнышки и сажаю в землю. ( Дети садятся на корточки)
-Весеннее солнышко пригрело землю, дождик поливал. Зёрнышки росли, росли и стали колосками. (Дети медленно поднимаются и тянут руки вверх)
-Колоски тянутся к солнышку. (Дети напрягают руки)
-Сильно припекло солнце, завяли наши колоски. (Дети расслабляются роняют голову, опускают руки , плечи, туловище опускается на пол.)
-Но вот полил дождь, ожили колоски, снова тянуться к солнцу. Подул ветерок, наклонились колосья вправо, влево, вперёд, назад. Как волны в море. (Дети выполняют плавные наклоны)
-Созрели колосья, готовы к жатве! (Руки плавно разводят в стороны )
Дети садятся.
-Всё лето созревают зёрна в колосках. Но вот зёрна созрели.
И на поле выходят другие машины – комбайны. Посмотрите на картину. (Выставляет картину с изображением комбайна.) «Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт» – есть такая загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? (Комбайнер)
.-Что же делает комбайн? (Предположения детей.) Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины.
6 слайд – Собранное на поле зерно отвозят на элеватор. Элеватор – это зернохранилище для очистки и сушки зерна.
7 слайд -После того как на элеваторе зерно очистят и просушат, зерно везут на мельницу.. Там их растирают – мелют. Получается мука. А работает на мельницы (Мукомол)
8 слайд – Куда же потом везут муку? (На хлебозаводы.) Там из муки делают тесто и выпекают хлеб, печет хлеб (Пекарь)
9слайд – Мука бывает пшеничная и ржаная. Что выпекают из пшеничной муки? (Белый хлеб, булки, печенья, баранки.). А вот из ржаной муки пекут чёрный хлеб.
12 слайд – Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.Очень большой путь проходит хлеб, прежде чем попасть к нам на стол, хлеборобы трудятся день и ночь, чтобы у нас всегда был свежий душистый хлеб. За добросовестный труд хлеборобов награждают орденами, их труд самый уважаемый.
. Играс мячом «”Откуда хлеб пришел»
(Воспитатель бросает мяч ребёнку и задает вопрос, ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч педагогу)
Цель: упражнять в названии сельскохозяйственных профессий, работать над словообразованием.
Человек работает на тракторе – ТРАКТОРИСТ.
Человек работает на комбайне – КОМБАЙНЕР.
Человек выращивает хлеб – ХЛЕБОРОБ.
Что делают в пекарне? (пекут хлеб);
Хлеб пекут из чего? (из муки);
Из чего получают муку? (из зерна);
Откуда зерно? (из колоса пшеницы);
Откуда пшеница? (выросла в поле);
Кто её посеял? (хлеборобы);
Как называется специальная машина, которая сеет зерно? (сеялка);
Как называется здание, где хранят зерно? (элеватор).
Как называется круглый хлеб? (каравай)
НАША ВСЕМИ ЛЮБИМАЯ ИГРА МЫ поздравляем наших ребят в день рождения КАРАВАЙ,
Воспитатель :
Хлеб нужен каждому человеку каждый день, всегда помните о том, как тяжело его вырастить, берегите хлеб.
На подносе в хлебницы лежат маленькие кусочки черного и белого хлеба , воспитатель
Как выращивают хлеб
Назад Вперёд
Цель: Дать детям представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом в прежние времена и современное время.
Задачи:
- Расширить представления, знания детей о том, как растет хлеб, о значении хлеба;
- Познакомить детей с процессом выращивания хлеба в разное время;
- Обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность, на механизацию труда;
- Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу;
- Закреплять знания детей о сельскохозяйственных профессиях и техники;
- Формировать представление о разнообразных хлебобулочных изделиях;
Материал к занятию: Колосья пшеницы, ржи; несколько кусочков ржаного и пшеничного хлеба; картинки с изображением хлебобулочных изделий;
Ход занятия
В-ль: Ребята, к нам в группу пожаловал гость, а вот кто это, вы должны угадать:
Он сыплет в мельницу зерно.
Ты назови скорей его.
Дети: Мельник.
В-ль: Правильно, к нам в гости пожаловал наш друг Мельник, встречайте его.
Мельник: Здравствуйте ребята, как я рад вас видеть. Посмотрите, я пришел к вам не с пустыми руками. Я принес для вас интересную историю о маленьком кусочке хлеба. Давайте посмотрим ее.
(Мельник пользуясь презентацией рассказывает как выращивают хлеб.)
Ребята, а как вы думаете, что нужно для того, чтобы вырастить хлеб?
Дети: земля, солнце, дождик, удобрение, люди разных профессий
Мельник: Молодцы, вы все правильно сказали. А сейчас мы отправимся в путешествие на поле, где увидим, как же люди раньше выращивали хлеб и как это делают сейчас.
Перед вами земля. Как вы думаете, что же сначала надо сделать?
Дети: Вспахать землю.
Мельник: Правильно. В давние времена люди это делали с помощью лошадей и плуга, а сейчас им в этом помогают машины.
Что же здесь нужно посадить? Из чего вырастит хлеб?
Дети: Зерна.
Мельник: (достает пшеничные и ржаные колоски и показывает детям)
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких как я
Будет целая семья.
Посмотрите на эти колоски, давайте их сравним. У ржи колосок длинный, тонкий, у него длинные усики, а у пшеницы колосок короче и толще, а усики у него длиннее. Зерна пшеницы круглые, а зерна ржи – продолговатые.
Посмотрите, какие еще бывают зерновые культуры.
Раньше люди садили хлеб в ручную, посмотрите как они это делали. А теперь хлеб сажают с помощь. Специальной техники.
По земле сырой и жесткой,
Там где тракторы прошли,
Неглубокие бороздки
В черной пашне пролегли.
И до вечера и позже,
До полночи с темнотой
Зерна, сыпались как дождик,
Точно дождик золотой.
Как вы думаете, почему говорится, что зерна сыпались до полночи?
Дети: Потому что люди работали до поздна.
Мельник: Правильно. Работали допоздна, чтобы успеть посадить все, потому что растениям нужно сажать в определенный срок, а если посеять их раньше или позже, то они могут не взойти.
Посмотрите, какие появляются первые всходы. А это уже созревшие колоски, как будто золотом переливаются они на солнце.
Хлеб созрел.
В полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли.
Что же делает комбайн? Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины. Но так было не всегда. Когда не было таких чудо-машин, люди собирали урожай вручную, а потом обмалывали колосья.
Затем зёрна надо превратить в муку – белую, воздушную, нежную, послушную. Поэтому зерно везли на мельницу. Посмотрите, сколько разных мельниц люди придумали. Вот это – ветряная мельница. Ей помогает работать ветер. Он заставляет крутиться крылья, которые крутят тяжелые жернова, а они мелят муку.
Давайте включим свои жернова. Все готовы? Тогда начинаем. Повторяйте за мной. Сначала жернова нужно привести в движение, вот так.
(Вращательные движения руками перед собой.)
А теперь вращаем жернова.
Чтобы сделать каравай, (вращательным движением тереть
Жернова быстрей вращай! ладонью о ладонь).
Крепче трём зерну бока, (поменять движения рук).
Получается мука!
(Показ муки на тарелочке).
А вот водяная мельница. Люди, которые жили у рек, строили такие мельницы. Вода лилась на такие ковши и своей энергией заставляла крутиться жернова. И вот люди придумали лучшего помощника – электрическую мельницу. Большая электрическая мельница – это целый завод, она может намолоть столько муки, сколько не смогла бы намолоть и тысяча водяных и ветряных мельниц.
А что же теперь делать с мукой? Куда ее везти? Опять на помощь людям приходят машины.
Богатырь – муковоз
На завод муку привез.
Проводится дидактическая игра «Что можно приготовить из муки?»
Дети встают в круг. Мельник по очереди кидает им мяч. Ребенок, поймавший мяч, называет, что можно приготовить из муки.
Мельник: Молодцы, хорошо поиграли, а теперь продолжим. Что же сначала надо сделать, чтобы приготовить хлеб, булочки, кренделя?
Мельник: Правильно. Надо замесить тесто. А какие нужны продукты, чтобы замесить тесто?
Дети: Мука, вода, сахар, соль, масло, дрожжи.
Мельник: Посмотрите, как замешивали тесто раньше.
Сейчас я буду показывать, как дрожжи тесто поднимают. Следите за мной и повторяйте все действия.
Дрожжи воздух собирали, (дети раздувают щёки, выпускают
Дрожжи тесто раздували. воздух).
Вдох и выдох, вдох и выдох: (глубокий вдох, выдох через рот)
Пух! Пух! Ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)
Ну-ка, тесто, вширь и ввысь (показать руками размеры теста)
Разрастись и поднимись!
Тесто белое пыхтело – ох! Ох! (руки на пояс, наклоны вправо, влево)
Тесто зрело и толстело – ох! Ох!
Мы его слегка помяли – (имитация взбивания теста)
И весёлкой повзбивали.
– Какое пышное тесто у нас получилось! Спасибо всем за помощь.
Сейчас у нас выпекается очень много различных хлебобулочных изделий и руками месить тесто очень тяжело, ведь его надо очень много. Поэтому выпекать хлеб на хлебозаводах людям помогают специальные машины. Громадные чаши наполняются нужными продуктами и замешиваются. Готовое тесто подается в делительную машину, и она с удивительной точностью отделяет ровные порции. Затем хлеб выпекают в специальных печах. Готовый продукт отправляют в магазины.
Ребята, а для чего нам нужен хлеб?
Мельник: Правильно, хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт на нашем столе. Он составляет основу всего питания человека. Недаром говорят: «Хлеб всему голова.»
А вы ребята, какие знаете пословицы и поговорки о хлебе?
«Худ обед, коли хлеба нет.»
«Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.»
«Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.»
Молодцы! Вы увидели как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Поэтому к нему следует бережно относиться, т.е. не бросать на пол, не топтать. Все люди мира ценят хлеб и знают, что «Хлеб – это наше богатство, достояние». Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже бережно относитесь к хлебу, бережете его, цените. А сейчас примите от меня угощение.
Посевные сроки
Зависимо от времени посева, зерновые могут быть яровыми или озимыми. Яровые засевают весной, а озимые осенью. Занимаясь выращиванием зерновых нужно знать определять сроки, когда нужно начинать процесс заделки семян в почву. Озимые культуры должны быть засеяны до того, как наступят зимние холода, чтобы на них могли сформироваться 3-4 побега, а яровые нужно засеивать ориентируясь на состояние земли. Оптимальный период — это апрель.
Перед тем как производить посев, необходимо произвести вспахивание земли. На ней не должно остаться растительных остатков после прошлогодней уборки урожая. Во время процесса вспашки также нужно внести в почву удобрения. При условии что на земле будет расти яровая культура, весной почву нужно пробороновать, если же там будут расти озимые — должна быть проведена культивация.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательский проект “Как мы вырастили хлеб”»
Научно-практическая конференция учащихся « Старт в науку»
Тема проекта, исследования
«Как мы вырастили хлеб»
Бармотин Алексей учащийся 4 А класса
МБОУ «Майнский многопрофильный лицей»
Майнского района Ульяновской области
Сметанкина Антонина Александровна,
учитель начальных классов, высшей категории
Введение стр. 3-5
Основная часть стр.6-12
2)История возникновения хлеба.
4)Как хлеб получил своё название.
5)Где какой хлеб пекут?
6)Полезен ли хлеб?
3. Практическая часть. стр.13-18
1)Как хлеб приходит к нам на стол?
2)Экскурсия в пекарню.
4. Заключение. стр.19
Идея возникновения проекта.
Мой папа любит работать на земле. Он шёл к своей мечте с самого детства. Закончил «Сельско- хозяйственную академию» Агрономический факультет. После окончания его пригласили на практику в село Вязовка поработать агрономом. Набрав практического опыта, он решил приобрести свою землю и тогда 17 ноября 2005года мои родители стали фермерами с площадью 20 гектар. От года в год площадь росла и на данный момент у нас 700 гектар. Это наше будущее и настоящее всей нашей семьи. Я уважаю труд своих родителей. Меня заинтересовало, чем занимается моя семья. Хоть я ещё маленький, но мне хочется быть полезным своей семье. Так я задумал своё исследование.
Тема исследования: «Как мы вырастили хлеб»
Цель: изучить процессы выращивания хлеба.
– изучить историю возникновения хлеба
– исследовать выращивание злаковых культур, наблюдать за их ростом и развитием
-проследить путь преобразования от зерна до технологии приготовления хлеба
Актуальность
Мне приходилось видеть, среди моих друзей, небрежное отношение к хлебу.
В человеческом сознании хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд. Я наблюдал как мои родители с утра до ночи трудятся на своём поле, чтобы вырастить вкусный хлеб. Чем больше мои друзья будут знать о нем, тем дороже он станет им.
Объект исследования: КФХ «Бармотин А.В.», Майнский элеватор, хлебопекарня.
Предмет исследования: каравай на столе
Гипотеза исследования:
Я предположил, что изучив труд хлеборобов, узнав каким способом получают муку , где и как выпекают хлеб, вызову бережное отношение к самому дорогому продукту-хлебу
Проблема исследования: Почему люди так берегут, ценят хлеб.
Методы исследования:
изучение специальной литературы, сбор информации;
собственные наблюдения, сравнение и анализ всей информации;
обобщение результатов деятельности.
Планируемый конечный результат:
Изучить процессы выращивания хлеба. Узнать историю возникновения хлеба. Научиться быть помощником своим родителям в их нелёгком труде. Вызвать бережное отношение к самому дорогому продукту-хлебу среди своих одноклассников.
Этапы проектной деятельности.
1 этап – выбор темы (подготовительный этап)
2 этап – организация деятельности (планирование работы)
3 этап – исследование
4 этап – изучение собранного материала
5 этап – посещение хлебопекарни, элеватора
5 этап – выступление перед учениками своего класса
6 этап – защита проекта
История возникновения хлеба.
Как хлеб получил своё название
Приметы, связанные с хлебом
Где какой хлеб пекут?
Полезен ли хлеб?
Пословицы и поговорки про хлеб.
Как хлеб приходит к нам на стол?
2)Встреча с пекарем. Экскурсия в пекарню.
Основная часть
1.Анализ анкеты
Опрос среди учеников класса
Я решил провести опрос и узнать, что же ребята знают о хлебе. С помощью учителя подготовил анкету.
Всего опрошено было 20 детей.
Проведя опрос учащихся 4 класса, я выяснил следующее:
1. Как часто вы едите хлеб?
Основная масса учащихся употребляют в пищу хлеб ежедневно и без него не представляют свой дневной рацион (93,3%). Всего 4 человека сказали, что хлеб употребляет редко, и 2 человека сказали, что не едят хлеб вообще. Это говорит о том, что хлеб пользуется большой популярностью, его любят дети, не смотря на большое изобилие других продуктов.
2. Что для тебя кусочек хлеба?
Из диаграммы видно, что большинство ребят класса понимают и знают, что хлеб – это продукт, который достаётся людям тяжело. Он приходит в наш дом в результате тяжёлого труда многих людей (93,3% – 18 чел.), что его надо ценить и ни в коем случае он не должен быть предметом игры (0 %). 2 человека из класса считают его просто пищей.
3.Представьте себе, что хлеб исчезнет с лица земли, что бы вы почувствовали?
Данная диаграмма показывает, что все ребята понимают значимость хлеба в жизни людей, ценят его и считают, что с хлебом и вся другая наша еда становится вкуснее. Радует и то, что никто из учащихся не считает, что если бы хлеба не было в нашей жизни, то ничего бы не изменилось.
4. Куда девается в вашей семье черствый хлеб?
Очень часто, покупая хлеб, мы не задумываемся, а на самом ли деле нам его столько надо, или можно купить гораздо меньше. Если всё же такое происходит, куда же девается «старый» хлеб? Этот вопрос я задал учащимся класса.
Что очень порадовало, так это то, что ни в одной семье хлеб не выкидывается. У некоторых семей класса есть свои хозяйства и в них оставшийся хлеб скармливается домашним животным (10 % – 2 чел.), 90 %
учащихся (18 чел.) сказало, что они сушат сухари, никто не сказал, что хлеба у них не остаётся.
Вывод: в ходе опроса я выяснил, что все ребята понимают роль хлеба в жизни человека, знают, что его надо беречь, понимают, что достаётся он человеку тяжёлым трудом.
2.История возникновения хлеба
Хлеб – один из старейших приготавливаемых продуктов, появившийся ещё в неолите. По мнению археологов, первый хлеб был приготовлен из желудей.
Впервые злаки были использованы в пищу около 15000 лет до нашей эры в Средней Азии. Около 2600-3000 лет до нашей эры египтяне научились использовать дрожжи для приготовления хлеба. Они также изобрели первые печки для производства хлеба. Греки научились выпекать хлеб благодаря египтянам, римляне благодаря грекам. Около 1000 лет до нашей эры люди стали использовать углекислый калий и прокисшее молоко для изготовления первого хлеба. К 100 году нашей эры римляне распространили свои навыки по выпечке хлеба по всей Европе.
3.Хлеб на Руси
История возникновения хлеба на Руси очень интересная и увлекательная. По мнению историков, хлеб на территории России появился примерно пятнадцать тысяч лет тому назад. В поисках пищи люди обратили внимание на злаковые растения. Долго в пищу употребляли зерна в сыром виде, потом научились растирать их между камнями, получали крупу, варили как кашу.
Однажды во время приготовления зерновой каши часть ее вылилось и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом,
аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.
4.Как хлеб получил своё название
Слово «хлеб» произошло от древнегреческого языка. Тогда выпечка готовилась в специальной посуде, называющейся «клибанос». В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», которое напоминает наш «хлеб».
Существовали различные приметы, связанные с хлебом, с отношением к хлебу.
Вот некоторые из них:
Тех, кто выбрасывает хлеб, ожидает очень суровое наказание — недуги, голод, нужда.
Если в начале обеда и по его завершении съедать ломтик хлеба с солью, человек будет счастливым.
Если во время трапезы, не доев свой кусок хлеба, принялись за новый, значит, кто то из ваших близких терпит нужду и голод.
Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу.
Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.
5.Где какой хлеб пекут?
В каждой стране или даже области существуют уникальные рецепты и традиции, связанные с хлебом и выпечкой.
В Мексике делают кукурузные тортильи и рулеты. В Перу популярны картофельные хлеба и сладкие бискочос с тыквой, которые едят со сладким фруктовым соусом и шоколадом. Французский багет имеет плотную корку и большие полости внутри.В Испании хлеб называется «пан» и встречается в 315 разновидностях. Традиционный финский хлеб выпекается из ржаной муки; он круглый, с отверстием посередине.
Самый богатый выбор хлеба на сегодняшний день в Германии – около 500 сортов хлеба и более 1000 видов сладких булочек.
В Индии и Пакистане делают роти и чапати из разных видов муки, включая горчичную. Пури – вид круглых жареных хлебов. В еврейской кухне есть интересный рецепт яично-медового пышного хлеба шалла.
6.Полезен ли хлеб? Хлеб богат углеводами, белками и витаминами, особенно группы В. В питании детей продукты из зерновых культур занимают очень важное место. Еще он содержит незаменимые аминокислоты, которые отвечают за работоспособность. В хлебе содержится фосфор, магний, железо, цинк.
Хлебом удовлетворяется почти вся потребность организма человека в углеводах, на треть — в белках, более чем на половину в витаминах группы B, солях фосфора и железа. На чёрном хлебе и воде можно прожить достаточно долго без ущерба для здоровья. Однако хлеб беден кальцием, поэтому его лучше сочетать с молоком, кефиром, простоквашей. Даже если хлеб зачерствеет, он все равно пригоден для употребления в пищу. Хлеб никогда не приедается, не надоедает – таково его удивительное свойство.
Пословицы и поговорки про хлеб
Многие пословицы о хлебе учат гостеприимству, добрососедству и взаимовыручке. Вот несколько из них:
Презентация на тему: Как хлеб растёт?
№ слайда 1
Как хлеб растёт?
№ слайда 2
Сверкает золотом зерно,
№ слайда 3
Но в землю чёрную оно упасть должно.
№ слайда 4
Сеял сеятель старинный Из лукошка-решета. Нынче сеялка-машинаЭтим делом занята.
№ слайда 5
№ слайда 6
Выплывают в степь комбайны, Словно в море корабли. Ох, машинища какая!Ну, комбайнёр, покажи!
№ слайда 7
Вот, шофёр услышал,Мчится,Вот гудит:«Иду-у. Иду-у!»Лейся, тёплая, пшеницаПрямо в кузов, на ходу.
№ слайда 8
И везут машины зерно в особые хранилища – элеваторы.Там его хранят по нескольку месяцев.
№ слайда 9
Сохраняют от холода, сырости ивредных жучков.
№ слайда 10
И проверяют в лабораториина наличие болезней.
№ слайда 11
Из элеваторов попадает зерно в цеха мельзавода, там где меляти перетирают зёрна машины.
№ слайда 12
№ слайда 13
На хлебозаводы её доставляют в огромных грузовиках.На них написано «Мука».
№ слайда 14
На хлебозаводе из муки делают тесто.
№ слайда 15
Потом из теста делают ровные куски,из которых лепят батоны.Дальше – печь.
№ слайда 16
Там выпекают чудесные батоныбелого хлеба!
№ слайда 17
Потом они отправляются на укладку.
№ слайда 18
Пышный, мягкий, пропечённый,Подрумяненный слегка,Хлеб с горбушкой золочёнойШёл к тебе издалека.В каждый дом, на каждый столОн пожаловал, пришёл,В нём чудесное теплоСколько рук его растило,Сохраняло, берегло.
№ слайда 19
Хлеб всему голова!
№ слайда 20
ЛитЛайф
Наглядно-дидактическое пособие «Как наши предки выращивали хлеб» предназначено для групповых и индивидуальных занятий с детьми младшего возраста в образовательных учреждениях и дома. Пособие с успехом может быть использовано на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, для развития речи и мышления.
5. ОБМОЛОТ ЗЕРНА
7. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА
8. ХЛЕБ НА СТОЛЕ
Э. Л. Емельянова
Как наши предки выращивали хлеб
Воспоминанья о былом
Мы ворошим теперь все реже
И за обеденным столом
Не делим хлеб, а просто режем,
Притом, забыв про нож неострый,
Ворчим, что хлеб немного черствый,
А сами, может, в этот час
Черствей его во много раз.
Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?
Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.
Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.
Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.
«Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.
Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.
После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.
При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева.ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха) Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг)
• Посеешь в пору – соберешь зерна гору.
• Лучше голодай, а добрым семенем засевай.
• Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто.
• Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит.
• Некогда лежать, когда пришла пора жать.
• Ломота в спине, да зато хлеб на столе.
На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.
Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.
В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.
Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний.
День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.
В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.
Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег – это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег «цеплялся» за них и оставался на полях.ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ
t_kudelina
Хорошо, что многие делятся воспоминаниями о традициях от выращивания и помола зерна до замеса и выпечки хлеба.
Как, например, в воспоминаниях Венедикта о тех временах, когда хлеб выпекали его бабушка и мама.
Их я нашла в комментариях к статье на сайте Интерфакс.
ЗЕРНО . На хлеб семья выделяла соток 15-20 из 50, находившихся в распоряжении; сеяли жито, реже пшеницу. Сжатые колосья связывали в снопы, из них составляли «бабки» по 12 снопов.
Снопы ставили таким образом, чтобы 11 снопов образовали устойчивую конструкцию, при этом все колосья располагаются в центре; 12-й сноп расправлялся в круглый веер колосьями вниз и укрывал все остальные (или 12-й сноп переламывали пополам, получалась «крыша», ею накрывали 11 снопов). Бабка защищала зерно от дождей; в то же время зерно в колосьях высушивалось под солнцем и на ветерке, до необходимой кондиции.
После обмолота и проветривания живое зерно жита становилось пригодным для длительного хранения. Его можно было смолоть на хлеб, использовать в качестве семенного материала, да и солод из такого зерна можно изготовить.
МУКА. На мельнице зерно мололи в муку высокого качества.
На домашних жерновах получалась мука грубого помола; возможно, из такой грубой муки получался наиболее полезный хлеб.
ХРАНЕНИЕ. Раньше зерно и муку хранили в сусеках амбара, отдельно стоящего небольшого строения с невысокой входной дверью. Внизу дверь имела небольшое квадратное отверстие, для входа кота. В мое время муку в домашних хозяйствах хранили в большой деревянной бочке или просто в мешках на лавке в сенях или в чистом сухом сарае.
Если хлеб выпекался зимой, часть муки загодя вносили в теплый дом, для обогрева. Затем муку обязательно просеивали. На сите отбрасывались посторонние включения, а мука насыщалась воздухом, необходимым для хорошей работы закваски.
ЗАКВАСКА. Обычно дежку (квашню) для замешивания хлебного теста (расчины) изготавливали из липы, другие виды древесины тоже пригодны. На стенках дежки живут бактерии и дрожжи хлебной закваски.
Полезные молочнокислые бактерии разных видов, образовывали микробиологическое сообщество, симбиоз с дрожжами. Закваска обладает свойством самосовершенствования, ее качество со временем только улучшается.
Хорошая дежка передавалась по наследству, и внучка могла пользоваться дежкой с закваской, которой пользовалась ее мама, бабушка и прабабушка. Буквально живая связь времен. Дежку не принято было давать попользоваться в другую семью, как например, мясорубку.
Откуда берется закваска?
После покупки новой дежки первоначально ее стенки и дно изнутри с силой натирались луковицей, разрезанной пополам и посыпанной крупной солью. Если были, в первый раз добавляли также и дрожжи. На стенках дежки уже находились разные дикие бактерии и дрожжи, имеющиеся в воздухе дома. Поэтому каждая закваска была в чем-то индивидуальна, отличалась от закваски у соседей.
После обработки луковицей с солью выживали и получали возможность преимущественного развития в основном полезные микроорганизмы. Через сутки-двое в дежке «расчиняли» хлебное тесто, выпекался хлеб приемлемого качества. Дежку не промывали, немного теста после тщательной очистки рукой оставалось на стенках и дне, закваска сохранялась до следующего раза. Иногда специально оставляли в дежке небольшой шарик теста. К следующей выпечке закваска самопроизвольно улучшалась; через некоторое время закваска приобретала стабильное качество и хорошо поднимала тесто совсем без внесения дрожжей.
ТЕСТО для хлеба расчинялось в дежке накануне выпечки. Затем дежку ставили на ночь на теплую печь и укрывали; к утру тесто поднималось, с печки доносилось своеобразное пыхтение, по избе распространялся аромат расчины. Далее в расчину вмешивали ещё муку и соль; могли также вмесить размятый вареный картофель, сыроватку, тмин. Тесто еще раз поднималось.
Наконец одна из самых важных операций при выпечке хлеба: тесто в дежке месили руками до тех пор, пока оно не переставало прилипать, а начинало полностью отставать от рук. Это весьма трудоемкая часть всей работы, требует некоторых усилий и немного терпения.
ВЫПЕЧКА. Из хорошо протопленной ольховыми и березовыми дровами печи уголья и пепел тщательно отгребали кочергой к устью. Остатки пепла начисто выметались с раскаленного пода помелом из сосновых лапок на длинной ручке.
Аромат сосны разносился по всему дому.
Большая деревянная лопата обильно посыпалась отрубями или мукой. Были любители ароматного хлеба, на лопату сплошь укладывали листья клена, или сабельки аира. Затем сверху формировался овальный или круглый хлеб, его после короткой выдержки сажали в печь. Лопата мелкими рывками выдергивалась, а тесто на подкладке «съезжало» с лопаты и оставалось на поду раскаленной печи. За один раз выпекали 2-4 каравая, в зависимости от числа едоков в семье. После закрытия устья печки заслонкой через примерно полтора часа тесто достаточно пропекалось. Аромат свежевыпеченного хлеба добрым теплым облаком накрывал всю усадьбу…
Выпеченный хлеб с помощью той же лопаты осторожно, без толчков и излишних усилий, доставали из печи и помещали на деревянный стол или лавку. Верхнюю корку смачивали водой, хлеб накрывали полотенцем или скатертью из домотканого льняного полотна, оставляли в покое примерно на 3-4 часа, до полного остывания.
Ломоть свежеиспеченного теплого хлеба, намазанный маслом и посыпанный солью, имеет ни с чем не сравнимый великолепный вкус!
Остывший хлеб хранили в прохладном чистом месте, на деревянной полке под потолком. В течение 2-3 недель хранения домашний хлеб черствел, но никогда не плесневел.
Мы продолжаем изучать самый густонаселенный остров в мире, Яву, но сегодня перебираемся из бетонных джунглей в .
Что такое МУКА? Как делают хлеб? Какая бывает МУКА для выпечки? Что мы едим. Все это Вы узнаете посмотрев наше .
Самому младшему донору из приюта «Призрения» было всего 6 месяцев. Самому старшему – 12 лет. От голода .
Похожие публикации
Авторизуйтесь на сайте , чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Татьяна Владимировна 46 11.04.2012 в 13:07 +1
Никита! Ты молодец! Из этой работы можно сделать вывод: ты разносторонний ребёнок. Данная работа отвечает всем требованиям конкурса. Важно, что ты сам узнал как к нам на стол попадает хлеб и рассказал об этом одноклассникам. Не каждый взрослый человек справится с такой практической работой! Ты не только вырастил сам хлеб, но и подробно описал действия по его выращиванию. Получилось практическое пособие по выращиванию пшеницы на огородном участке. Удачи тебе!
Светлана Борисовна 11.04.2012 в 16:20 +1
Никита Николаевич, БРАВО! Слагаемые успеха твоего проекта: тема насущная; работа оформлена и представлена грамотно и очень наглядно; результаты исследования заслуживают огромного уважения и отдельной похвалы! Ставлю 5! Удачи тебе и твоему руководителю Татьяне Владимировне!
Надежда Владимировна Бородина 11.04.2012 в 21:31 +1
Никита, Татьяна Владимировна, познакомилась с вашей работой. Молодцы! Обозначены цели и задачи, сформулированы выводы, подготовлено качественное визуальное сопровождение в форме презентации. Достигнутые цель и задачи исследования неразрывно связаны с практической частью. Удачи вам!
Светлана Гордиенко 12.04.2012 в 09:42 +1
Татьяна Владимировна и Никита, отличная работа! Желаю творческого успеха! Новых идей!
Татьяна Владимировна 46 12.04.2012 в 11:22 +1
Спасибо всем! Без большого желания Никиты выполнить эту работу ничего бы не получилось. Они с мамой очень старались.
александрова Елена Петровна 12.04.2012 в 11:44 +1
Никита, ты МОЛОДЕЦ. Ты проделал очень большую работу: собрал урожай, испек хлеб. Не у каждого ребенка хватит на это терпения. У тебя получился очень интересный прект. Желаю тебе победы в конкурсе.
есения 13.04.2012 в 14:12 +1
Никита, молодец! Я тоже обязательно сделаю свою исследовательскую работу.
Никита Николаевич 13.04.2012 в 14:38 +1
Есения, спасибо тебе за то, что проголосовала за меня.
Светлана Валерьевна 13.04.2012 в 17:48 +1
Здравствуй, Никита! Твоя работа достойна уважения и восхищения, МОЛОДЕЦ ! А твое терпение и трудолюбие принесли отличный результат! Грамотно оформленная работа и очень удачная презентация! Удачи в конкурсе!
Ольга Викторовна 13.04.2012 в 19:26 +1
Здравствуй, Никита! Познакомилась с твоей работой. Молодец! Работа представлена и оформлена грамотно. Твое исследование принесло отличный результат. Желаю удачи в конкурсе!
Людмила Николаевна 14.04.2012 в 15:16 +1
Здравствуйте, Никита и Татьяна Владимировна! Я в восхищении от вашей работы. Она заслуживает высокой оценки! МОЛОДЦЫ!
Людмила Станиславовна 16.04.2012 в 19:40 +1
Здравствуйте, Татьяна Владимировна и Никита! С удовольствием познакомилась с вашей ПРЕКРАСНОЙ работой. Ставлю 5! МОЛОДЦЫ!
Ольга Челпанова 17.04.2012 в 05:37 +1
Вы молодцы. Интересная работа. Ждем следующих!
Светлана Валерьевна 23.04.2012 в 15:39 +1
От всей души поздравляю со званием ЛАУРЕТА !
Надежда Владимировна Бородина 26.04.2012 в 20:58 +1
От всей души поздравляю со званием ЛАУРЕТА !
Людмила Станиславовна 30.04.2012 в 13:50 +1
Никита и Татьяна Владимировна! Поздравляю вас с победой в конкурсе. Ваша работа была очень достойной в номинации “Первые опыты”. Удачи вам!
Надежда Владимировна Бородина 30.04.2012 в 14:23 +1
Никита, Татьяна Владимировна, Молодцы! С заслуженной победой!
Ольга Викторовна 30.04.2012 в 18:32 +1
Никита и Татьяна Владимировна! Поздравляю Вас с победой в конкурсе! Молодцы! Надеюсь, что познание нового и интересного не иссякнет. Ждем новых работ!
Светлана Валерьевна 01.05.2012 в 05:55 +1
Дорогой Никита и Татьяна Владимировна! От всей души поздравляю вас с заслуженной победой! Удачи вам и новых открытий!
Людмила Николаевна 01.05.2012 в 20:06 +1
Никита и Татьяна Владимировна! Поздравляю с ПОБЕДОЙ! Успехов в дальнейшей работе!
Давыдова Галина Николаевна 22.07.2012 в 15:43 +1
Никита и Татьяна Владимировна! Огромное Вам спасибо! Читала и смотрела работу с удовольствием! МОЛОДЦЫ! 10 баллов Вам!
Уборка зерновых требовала огромнейших трудозатрат и из-за этого ее всегда проводили всей семьей. На поле тогда выходили не лишь взрослые члены семьи, а и дети. Процесс выращивания хлеба для них не являлся секретом, так как им приходилось с самого детства работать на поле. Если урожай был на столько большим, что семья сама не могла с ним справиться — на помощь звали своих соседей. Уборкой зерна было заниматься тяжело, однако, данная работа приносила для людей большую радость — процесс уборки всегда сопровождался веселыми песнями. Вся работу нужно было делать вручную, при помощи кос и серпов.
Как я хлеб растил
Однажды утром я проснулся от чудесного запаха свежеиспеченного хлеба. На мой вопрос, где мама берет муку, она ответила, что покупает ее в магазине. Тогда я решил попробовать вырастить пшеницу на дачном участке, перемолоть ее в муку и вместе с мамой выпечь хлеб.
Цель проекта: вырастить пшеницу на дачном участке, изучив технологию возделывания, сделать из нее муку и выпечь хлеб.
Объект исследования: зерна пшеницы.
Предмет исследования: процесс выращивания пшеницы, превращение зерен в булку хлеба .
Задачи проекта:
Методы исследования:
- изучение специальной литературы;
- собственные наблюдения;
- обобщение результатов.
Гипотеза: я предположил, что возможно вырастить пшеницу на дачном участке и выпечь из нее хлеб.
Выводы:
Я на собственном опыте узнал, что хлеборобство – это тяжелый труд, а хлеб – символ жизни и благополучия.
Практические результаты:
В процессе исследования я узнал, какой длинный путь проходят зерна пшеницы, прежде, чем стать душистой булкой хлеба.
В октябре на классном «Празднике урожая» я представил результаты своего исследования и призвал ребят бережно относиться к хлебу.