Как вырастить из ребенка гармоничную личность

4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 6-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 456 с.

7 советов родителям, как вырастить неиспорченного и благодарного ребёнка

Каждый родитель стремится вырастить умного, способного, доброго, отзывчивого ребёнка, но получается это не у всех. Дети вырастают избалованными, капризными, высокомерными. Одним словом, испорченными. В этой статье мы посоветуем, что делать, чтобы с вашим ребёнком подобного не произошло.

Мы как ответственные родители желаем вырастить своего ребёнка максимально подготовленным к самостоятельной жизни в этом непредсказуемом мире. Но давайте говорить правду: многие под «подготовкой к самостоятельной жизни» подразумевают лишь хорошее формальное образование. С ранних лет ребёнка учат математике, письму, естествознанию и другим наукам, а чуть позже отдают в сильную школу. Безусловно, всё это полезно и обязательно пригодится во взрослой жизни, но достаточно ли этого, чтобы вырастить неиспорченного ребёнка?

Давайте подсчитаем, сколько раз вы видели умных и образованных детей, которые зациклены на себе и которых не интересует даже мнения, желания и интересы самых близких им людей? Сколько раз вам попадались неглупые дети, которые ни во что не ставят своих родителей (неуважение, грубость, высокомерие, наглость, ложь)? А сколько раз вы встречали отличников, которые уже в зрелом возрасте полностью зависят от родителей? Таких детей часто называют испорченными. И правда в том, что не существует такого гена, который мог бы «испортить» ребёнка. Единственные, кто может это сделать, — это его родители.

Стоит понять одну вещь: отзывчивый, заботливый, бескорыстный ребёнок не получается случайно, это заслуга только его родителей. Потому что ключевое влияние на малыша оказывают именно они. Ваш ребёнок — это отражение вас самих. Поэтому самый лучший совет по воспитанию идеального ребёнка — быть для него наглядным примером. Но если бы всё было так просто, то проблем с воспитанием не возникало бы.

Вот несколько советов, которые могут помочь вам вырастить щедрого, заботливого и ответственного человека. Прежде чем вы прочитаете их, спросите себя, какие черты характера вы хотите увидеть в своём ребёнке через несколько лет? Пусть ваши ответы станут для вас заветной целью, которую вы будете преследовать, воспитывая своё чадо.

Советы о гармоничном воспитании детей

Советы о гармоничном воспитании детей

Эксперты в сфере развития и воспитания детей (педиатры, детские психологи, учителя) неоднократно говорили и писали о том, как стать лучшими родителями и наладить взаимоотношения с детьми. Предлагаем наиболее ценные рекомендации, следуя которым вы сразу заметите положительные изменения в поведении ребенка и в ваших отношениях.

1. Устанавливайте разумные границы. Держите ситуацию под контролем. Детям необходимы границы: они помогают освоиться в непонятном и пугающем мире. Проявите свою любовь к ребенку, установив ему ограничения, чтобы он безопасно мог познавать мир.

2. Не мешайте ребенку развиваться. Главная задача любого ребенка – научиться быть самостоятельным. Поэтому, когда он уже способен убрать игрушки в комнате, убрать за собой тарелку после обеда или самостоятельно одеться – позвольте ему это сделать. Передавать ребенку ответственность полезно для его самооценки и для вашего спокойствия.

3. Не пытайтесь сами всё исправить. Дайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения. Когда вы с любовью признаете чувства ребенка и при этом не бросаетесь спасать его при любой опасности – он учится самообладанию и стрессоустойчивости.

Читайте также:
Горох Амброзия

4. Помните, что дисциплина и наказание – это не одно и то же. Необходимость придерживаться установленных границ на самом деле учит ребенка тому, как вести себя в этом мире, помогает развить необходимые навыки, учиться контролировать ситуацию, становиться заботливым.

5. Принимайте решения самостоятельно. Дети не могут безоговорочно принимать слишком много правил. Не спорьте с ребенком о пустяках (например, позвольте ему самому выбрать, какую одежду надеть или о каких пустяках разговаривать), но обращайте внимание на действительно важные вещи (например, грубое поведение или ложь).

6. Качественно проводите время с ребенком. Уделяйте малышу не менее часа в день, посвятив ему своё безраздельное внимание.

7. Играйте с ребенком. Позвольте ему выбрать, во что играть. Не беспокойтесь о правилах. Пусть все происходит само собой, просто получайте удовольствие от игры.

8. Читайте вместе с ребенком. Начните с первых месяцев жизни ребенка: дети любят слушать голос родителей. Чтение в обнимку с ребенком – отличный способ установить близкую связь на всю жизнь.

9. Ежедневно уделяйте ребенку время. Это может занимать всего 10-15 минут в день. Позвольте ребенку выбрать, чем вы будете заниматься в этот промежуток времени. Не отвлекайтесь ни на что. Это самый лучший способ показать ребенку, что вы его любите.

10. Отец должен проводить время с ребенком. Время, проведенное с отцом, – очень важный ресурс, способный улучшить жизнь ребенка. Дети, которым отец уделяет достаточно внимания, лучше учатся в школе, решают поставленные задачи и справляются с жизненными трудностями.

11. Оставьте ребенку теплые воспоминания о детстве. Ребенок вряд ли будет помнить всё, что ему говорят родители, но он обязательно запомнит семейные обычаи, например совместное чтение перед сном.

12. Будьте достойным примером для подражания. Дети учатся, наблюдая за своими родителями. Показывайте ребенку пример уважительного, хорошего поведения. Это даст лучший результат, чем любые нравоучения.

13. Попросите прощения у ребенка, если вы накричали на него. Это поможет малышу самому научиться просить прощения.

14. Заботьтесь о природе. Покажите ребенку, как относиться к природе бережно. Не разбрасывайте мусор, отдавайте пластиковый и бумажный мусор на вторичную переработку и т. д. Устраивайте с ребенком уборку мусора в своем дворе или в окрестностях.

15. Всегда говорите правду. Ведь именно так вы хотите, чтобы поступал ваш ребенок, так ведь?

16. Обнимайте и целуйте супруга при детях. Отношения между родителями – единственный пример, на котором ребенок учится близким отношениям. Поэтому ваша задача – показать хороший пример.

17. Уважайте разные стили воспитания детей. Поддерживайте вашего супруга в воспитании ребенка, даже если его стиль сильно отличается от вашего. Критика и споры только навредят вашему браку и не дадут малышу чувствовать себя в безопасности.

18. Хвалите правильно. Вместо того чтобы просто сказать: «Молодец», уточняйте, за что именно вы хвалите ребенка. Можете сказать: «Ты подождал, пока я поговорю по телефону, чтобы попросить печенья. Это было непросто, ты очень терпелив».

19. Хвалите ребенка за хорошие поступки. Когда вы видите, что ребенок сделал что-то полезное или хорошее – скажите, что вы думаете по этому поводу. При поощрении хорошего поведения, малыш запомнит его и будет поступать так в дальнейшем.

Читайте также:
Гелихризум – описание, агротехника ывращивания из семян

20. Говорите о ребенке с родными. Психологи утверждают, что информация, которую мы подслушали, больше влияет на нас, чем та, которую нам сказали прямо. Поэтому хороший способ повлиять на ребенка – это негромко похвалить его в разговоре с родственниками, но так, чтобы ребенок мог это услышать.

21. Давайте себе передышку. Обед в кафе в тех случаях, когда вам не хочется готовить, вовсе не означает, что вы не справляетесь с родительскими обязанностями.

22. Доверяйте своему материнской (отцовской) интуиции. Никто не знает вашего ребенка лучше, чем вы. Доверяйте своей интуиции, когда речь идет о здоровье и самочувствии ребенка. Если вам кажется, что что-то идет не так – скорее всего, вы правы.

23. Умейте сказать «нет». Не берите на себя лишних обязанностей на работе или в родительском комитете в школе. Вы никогда не будете сожалеть о том, что уделяли больше времени ребенку.

24. Не терпите неуважение со стороны ребенка. Никогда не позволяйте ему быть грубым или говорить оскорбительные слова вам или кому-либо еще. Скажите ребенку спокойным тоном о том, что не будете терпеть неуважительное отношение.

25. Придерживайтесь плана. Договоритесь с теми, кто принимает участие в развитии ребенка (с супругом, бабушками, дедушками, воспитателями) о ценностях и моделях поведения, которые вы бы хотели привить ребенку.

26. Развивайте у ребенка социальные навыки. Покажите пример вежливого общения с окружающими и правильного взаимодействия с ними.

27. Спрашивайте ребенка о том, как прошел его день. Искусство общения – важный социальный навык, но родители часто упускают его из виду. Спрашивайте у ребенка: «Тебе сегодня в школе было интересно?», «Как тебе понравилась вечеринка?», «Куда ты хочешь пойти завтра вечером?».

28. Научите ребенка простому способу укрепить уверенность в себе. Научите его всегда замечать, какого цвета глаза у собеседника. Визуальный контакт поможет нерешительному ребенку стать более открытым и позитивным, а также избежать проблем в общении с другими детьми.

29. Признавайте сильные эмоции своего ребенка. Когда малыш успокоится, спросите его: «Как ты себя чувствуешь?» и «Как, по-твоему, можно исправить ситуацию?». Затем выслушайте ребенка. Если дать ему выговориться, он успокоится гораздо быстрее.

30. Покажите ребенку, как быть ответственным человеком. Найдите способ помогать другим людям. Делая добрые дела, дети обретают чувство собственной важности.

31. Не балуйте ребенка чрезмерно. Помните: каждый ребенок – сокровище, но не центр Вселенной. Воспитывайте ребенка соответствующим образом.

32. Говорите с ребенком о том, что значит быть хорошим человеком. Начните с раннего возраста. Например, когда вы читаете ребенку на ночь, обсуждайте, каких героев он считает хорошими, а каких – плохими, и почему.

33. Объясняйте ребенку, почему жизненные ценности важны. Простейшее объяснение: «Когда ты добр, честен и вежлив, окружающие люди чувствуют себя хорошо. И от этого ты и сам чувствуешь себя хорошо».

34. Устраивайте «круг благодарности» каждый вечер за ужином. Каждый из присутствующих должен сказать, кому и за что он благодарен сегодня. Это может показаться банальным, но это способно улучшить настроение каждому.

Читайте также:
Жимолость Радость Моя — описание сорта, отзывы и фото

35. Готовьте блюда, даже если ребенок их не любит. Если малыш постоянно отказывается есть новое блюдо – готовьте его снова и снова. Возможно, через несколько раз ребенок попробует блюдо, и оно ему понравится.

36. Не заставляйте ребенка есть. Здоровый ребенок чувствует, когда он наелся. Если он отказывается доедать всё, что лежит на тарелке – не настаивайте. Он просто не голоден.

37. Не менее раза в день принимайте пищу всей семьей. Совместный завтрак или ужин – хороший способ общаться, рассказывать новости, обсуждать дела или просто шутить. Это также помогает развивать привычки здорового питания.

38. Позвольте ребенку заказывать любимые блюда. Раз в неделю готовьте то, что попросит ребенок.

39. Говорите ребенку о том, что вы его любите. Говорите ребенку, что любите его, каждый раз, когда чувствуете это, даже если такие чувства возникают слишком часто. Этим вы не избалуете ребенка

40. Дети не принадлежат вам, они с вами лишь временно. Сделайте всё возможное, чтобы вырастить их хорошими людьми.

41. Наслаждайтесь моментами. Да, воспитание детей очень утомительное занятие. Но ребенок много смеется, несмотря на все бытовые проблемы. Наслаждайтесь такими моментами, ведь ребенок вырастет очень быстро.

42. Способствуйте физическому и умственному развитию ребенка. Вместе читайте, узнавайте что-то новое, помогайте малышу раскрыть свой потенциал.

43. Научите ребенка жестам. Если ребенок еще не умеет говорить – это вовсе не означает, что ему нечего вам сказать. Простые жесты помогут ему выразить свои потребности и эмоции.

44. Не ставьте телевизор в спальне. Исследования показывают, что дети, у которых в спальне находится телевизор, чаще страдают от избыточного веса, бессонницы. У них хуже развиты социальные навыки и ниже успеваемость.

45. Поощряйте двигательную активность ребенка. Последние исследования показывают, что развитие мозга у ребенка напрямую связано с уровнем его активности. В младенческом возрасте переворачивайте ребенка на животик несколько раз в день, гуляйте с ребенком постарше, поощряйте физическую активность в любом возрасте.

46. Заботьтесь о здоровье ребенка. Делайте все необходимые по возрасту прививки. Корь и другие заболевания, от которых делают профилактические прививки, до сих пор встречаются в нашей стране.

47. Вовремя лечите зубы. Ребенок должен чистить зубы дважды в день. Это предотвратит развитие кариеса и серьезные проблемы с зубами в будущем.

48. Позаботьтесь о безопасности ребенка. Создайте безопасную обстановку в доме. Не оставляйте ребенка до 5 лет одного в ванне. Используйте детское кресло, когда везете ребенка в машине. Настаивайте на том, чтобы малыш катался на велосипеде в шлеме.

49. Следуйте советам врача. Если врач говорит, что простуда ребенка вызвана вирусом – не заставляйте его принимать антибиотики. В таком случае лучшее лекарство – это полноценный отдых, обильное питье, ваша любовь и забота. Злоупотребление антибиотиками может вызвать проблемы со здоровьем и дальнейшую невосприимчивость организма к ним.

50. Укладывайте ребенка спать. Это помогает малышу успокоиться перед сном, предотвращает ночные кошмары и бессонницу.

Предварительный просмотр:

Каждый родитель мечтает воспитать здорового, счастливого и гармоничного развитого ребенка. На этом пути он сталкивается с препятствиями и вопросами, на которые нет ответа. Или, наоборот, слишком много ответов и непонятно, какой из них правильный. Остается опираться на здравый смысл и мнение экспертов. Выбрали из книг полезные советы, основанные на достижениях науки и практике, которые станут хорошим подспорьем для родителей.

Читайте также:
Как избавиться от куриного клеща в домашних условиях: меры борьбы и профилактики

1. Позволяйте детям играть чаще

С 1955 года уменьшается время, которое дети тратят на игру, но при этом у них повышается уровень тревожности, чаще наблюдаются депрессия, ощущение беспомощности и одновременно детский нарциссизм и снижение эмпатии. Неприятная статистика. Но в силах взрослых, каждого из нас, дать своему ребенку то, что требуется ему для гармоничного развития. Игра в этом смысле нужна как воздух.

Почему сокращение времени на игру влечет за собой расстройства эмоционального и социального характера? Игра — естественный способ научить детей решать их проблемы, контролировать желания, управлять эмоциями, смотреть на проблему с разных точек зрения, обсуждать разногласия и общаться друг с другом на равных. Другого способа освоить эти навыки нет. Вот почему так важно, чтобы ребенок проводил много времени играя.

2. Стимулируйте любознательность

У детей есть врожденная склонность к познанию мира, которую обязательно нужно поддерживать. Один из способов это сделать — показывать все возможные, самые разнообразные варианты решения задач. Эксперименты подтверждают эту идею: если в процессе игры ребенку сразу показать одну-единственную функцию игрушки, он придет к выводу, что та больше ничего не умеет. А вот когда игрушку давали ребенку «на откуп», они догадались использовать ее по-разному, не одним способом.

Вывод прост. У тех, кого не учили специально, не было причин думать, что им показали все возможные варианты, поэтому они начинали изучать ее тщательнее и открывали для себя новые возможности использования. И это относится не только к играм. Но и к жизни.

3. Разрешайте ребенку дружить со старшими

В разновозрастных группах у маленьких детей есть возможность заниматься тем, что было бы слишком сложно или опасно делать самостоятельно или в группе ровесников. Еще они могут чему-то учиться, просто наблюдая за более старшими ребятами и слушая их разговоры. Старшие эмоционально поддерживают младших и заботятся о них лучше, чем ровесники.

В 1930-х годах русский психолог Лев Выготский вывел термин «зона ближайшего развития». Он означает деятельность, которую ребенок не в состоянии выполнять сам или с ровесниками, но может выполнять при участии более опытных людей. Выготский предполагал, что дети получают новые навыки и развивают мышление, взаимодействуя с другими в зоне своего ближайшего развития.

Вот почему возможность общаться с детьми постарше важна для физического, социального, эмоционального и умственного развития ребенка.

4. Живите сами по «правилу 4:30 утра»

Ультрамарафонец Трэвис Мейси рассказывает о «правиле 4:30 утра», которого всегда придерживался и его отец, и он сам. Начиналось оно, как нетрудно догадаться, с раннего подъема. Но смысл не в этом. По крайней мере, не весь смысл. Отец Трэвиса, Марк, был отцом двоих детей, много работал над своей карьерой адвоката, увлекался бегом и ездой на велосипеде и начал участвовать в гонках, которые вскоре привели его к соревнованиям на сверхмарафонские дистанции.

И сейчас, когда ему за шестьдесят, папа живет в том же режиме, только теперь он просыпается в четыре утра (а то и еще раньше). Он участвует во всех важных моментах жизни своих внуков и по-прежнему никогда не пропускает мои соревнования. Невероятно. Поразительно.

Читайте также:
Кабачковые драники – лучший рецепт

Трэвис Мейси вырос прекрасным семьянином, любящим отцом и спортсменом с невероятной силой духа.

Тренировки и соревнования шли вразрез с его главными задачами как семьянина и профессионала. Но как человек, стремящийся жить полной жизнью и добиваться успеха во всем, он твердо решил сделать так, чтобы все это каким-то образом заработало вместе. И придумал. Папа знал, что лучшее время для работы — раннее утро. Пока другие люди спали или медленно раскачивались перед началом рабочего дня, папа уже работал. Просыпаясь каждое утро не позже 4:30, папа успевал съездить в офис поработать, потом устроить обеденную пробежку, вернуться на несколько часов на работу, по дороге домой остановиться у велотрассы и прокатиться на горном велосипеде и вернуться домой достаточно рано, чтобы провести с нами время и посетить все наши внешкольные мероприятия.

В чем смысл этого правила? Как родители, вы должны быть тверды в своих решениях.

Кратко — если заранее принимаешь решение, то, когда приходит время действовать, уже не отвлекаешься на мысли о том, хочется тебе это делать или нет. Не стоит воспринимать это правило буквально; подъем в 4:30 утра — лишь пример того, какой твердой волей нужно обладать, чтобы достичь успеха.

Твердое внутреннее обязательство — в отношении воспитания ребенка, семьи, отношений (или программы тренировок и проекта на работе) — это самое важное, что только можно сделать в жизни. С этого все начинается. И вы подаете детям достойный пример.

5. Поддерживайте ребенка

cif6

Психологи вывели формулу: 10 000 часов практики равны экспертности в любом деле. В исследованиях, объектами которых становились композиторы, баскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники и так далее, это число встречается с удивительной регулярностью. Моцарт начал писать музыку в 6 лет, а первые его великие произведения появились только лишь к 21 году. Или еще пример: чтобы стать гроссмейстером, также требуется около десяти лет. (Только легендарный Бобби Фишер пришел к этому почетному званию быстрее: у него на это ушло девять лет. Но не три года и не год!) 10 000 часов эквивалентны 3 часам практики в день, или 30 часам в неделю на протяжении десяти лет.

Если вы заметили талант у своего ребенка, дайте ему его раскрыть. Без поддержки родителей невозможно наработать 10 000 часов. Помните: 10 000 часов — это очень-очень много. Дети и молодые люди не в состоянии в одиночку наработать такое количество часов. Нужны поддержка и помощь родителей. Такой стиль воспитания называется «совместным развитием». Его задача — активно «стимулировать и оценивать таланты, умения и побуждения ребенка».

Если вы хотите вырастить гения (или хотя бы не несчастного человека), дайте ребенку возможность заниматься тем, что он любит, без ограничений.

6. Учите детей отличать хорошее от плохого

Если плохой поступок вознаграждается, то молодой мозг может определить его как полезный с точки зрения выживания индивидуума. Если ребенок, проявляя агрессию, получает поддержку, а проявляя стремление к взаимодействию, такой поддержки не получает, его мозг может легко запомнить, что агрессия хороша для его выживания.

Читайте также:
Демодекоз волосистой части головы: причины, лечение

Если малыш получает вознаграждение, будучи больным, и теряет его, выздоровев, у него формируются соответствующие долговременные связи.

Мозг учится не у экспертов по детскому воспитанию и не по учебникам этикета. Он учится на основе изменения содержания в нем тех или иных нейрохимических веществ. Каждый раз, когда вы и ваши дети были вознаграждены или, наоборот, чувствовали угрозу, то добавляли новые цепочки в нейронную инфраструктуру, которая подсказывает, где искать уважение, признание и доверие в будущем.

7. Пусть ваши дети чаще чувствуют себя счастливыми

Счастливые моменты в прошлом создают особые связи между нейронами, которые готовы к тому, чтобы производить «гормоны счастья» в следующий раз, когда вы испытаете подобные позитивные ощущения. Другими словами, чем чаще ваш ребенок будет чувствовать счастье и радость, тем легче ему это дастся во взрослой жизни.

Например, у ребенка, который пользуется большим уважением своих родителей, поскольку умеет обращаться с компьютерами, формируются нейронные связи, которые позволяют ему ожидать большей радости при оказании такой помощи другим людям. Он повторяет свои действия, и в его нервной системе появляются новые нейронные пути счастья.

Каждый позитивный момент укрепляет нейронные пути, а наш мозг устроен так, что «обращается» к тем путям, которые самые крепкие и используются чаще всего. Человек накапливает опыт с самого детства, а потом обращается к нему всю свою жизнь.

8. Обнимайте детей чаще

Прикосновения и объятия — это не чья-то прихоть. Есть четкая физиологическая основа, которая делает и взрослых и детей счастливыми, когда они выказывают привязанность друг к другу. Окситоцин — «гормон счастья», который выделяется у млекопитающих.

Рождение детей также вызывает значительный прилив окситоцина. Причем как у родителей, так и у детей. Воспитание чужих детей тоже способствует повышению уровня окситоцина.

Окситоцин дарит нам удовольствие быть спокойными рядом с теми, кому мы доверяем. Это не осознанное решение, а скорее физическое чувство безопасности. Нейронные пути, формирующиеся с участием окситоцина, возникают в течение всей нашей жизни. И очень важно формировать их в детстве, чтобы ребенок чаще чувствовал радость от жизни.

9. Оставьте идею, что вы определяете будущее своего ребенка

Если мы сами ценим свободу и несем ответственность за свои поступки, то должны уважать право ребенка самостоятельно прокладывать свой жизненный путь. Наши стремления не могут стать стремлениями ребенка, равно как и наоборот. Поиски собственного курса начинаются с раннего детства.

Чтобы научиться отвечать за себя, дети должны научиться принимать решения каждый час, день или год, и этому они могут научиться только на практике.

Внимание

Родителям необходимо держать фокус на ребенке. Проводите больше времени вместе, отложив телефоны и гаджеты, гуляйте или играйте. Слушайте, читайте или вместе сочиняйте сказки, пойте песни, рассказывайте стихи. Мама может поехать с дочкой в магазин и выбрать для нее новое платье к празднику или новую игрушку.

Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя одиноким и понимал, что родители всегда найдут время, чтобы уделить ему внимание.

Мудрое взросление: как вырастить гармоничную личность

Раннее развитие становится все популярнее. У него есть и сторонники, и противники. Многие мамы и педагоги говорят о необходимости раннего обучения и развития. Причем подразумевают под этими словами разное. Одни настаивают на обучении с пеленок, изучают с младенцами иностранные языки, учат читать ползающего карапуза, развешивая по дому крупно напечатанные буквы. Другие, говоря о раннем развитии, подразумевают возраст, а вовсе не “опережающие” темпы. Третьи учат нырять новорожденных младенцев и “ставят” на лыжи годовалых карапузов. В любом случае, начиная занятия с ребенком, все желают ему только самого лучшего.

Читайте также:
Влияние картофеля на организм человека

Мудрое взросление: как вырастить гармоничную личность

Мы обратились за комментариями к детским психологам, чтобы понять, как вырастить гармоничную личность и не навредить ребенку ранними знаниями и умениями.

Виктория Мельникова, детский психолог:

Мудрое взросление: как вырастить гармоничную личность

– Мне очень нравится метафора психолога Светланы Ройз о том, что возраст — это ступенька, у каждой из них есть своя задача. И если задача предыдущей ступеньки не решена, то она “слабая”. И тогда на ступеньке выше есть риск провалиться на предыдущую. Дополнительная нагрузка (не по возрастным задачам) всегда накладывается в ущерб функции, которая должная развиваться в данном возрасте. Задачей ребенка до двух лет является физическое развитие: ползание, прыгание, переворачивание и так далее. Если начать, например, учить буквы в этом возрасте, то это будет происходить в ущерб физическому развитию. Или, например, ребенок с недостаточно освоенными навыками общения (чувствительный период для формирования этой функции с 4 до 7 лет), придя в школу, будет занят не процессом учебы, а построением отношений, то есть задачами предшествующей ступени развития.

– Какой возраст в таком случае Вы считаете самым подходящим для занятий с малышом?

– Если занятия совпадают с задачами возраста, то ими можно заниматься с рождения (конечно, в соответствии с возможностями ребенка). Подходят, например, различные тактильные упражнения, двигательные, типа зарядок, массажей с поглаживаниями и потешками. Если мы говорим про занятия письмом, чтением и счетом, то мозг ребенка готов к этому к 6-7 годам. Освоение этих навыков в более раннем возрасте возможно, но за счет других психических процессов, например, памяти.

Для полноценного развития ребенка важно учитывать задачи возраста. Благодаря этому мы обеспечим своевременность тех или иных занятий для ребенка.

– Как играть с малышом, чтобы удовлетворять задачи возраста?

– До 2 лет продолжается развитие сенсорных систем, а значит, кроме движения, ребенку во благо пробовать на вкус, нюхать, слушать, трогать. Если, например, говорить про слух, то можно играть, “исследуя” вместе с малышом какие звуки издают различные предметы. И тут можно дать волю своей фантазии: стучать ложкой по кастрюлям, играть на игрушечной флейте и прослушивать фортепиано. С двух до четырех лет проявляется “Я” ребенка. Важно помнить, что чем ярче это проявление, тем сильнее “я” ребенка в перспективе. Следовательно, тем больше вклад в самостоятельность, в опору на себя в будущем.

– Какие игрушки можно было бы использовать для гармоничного развития сенсорных систем?

– Вообще, я бы посоветовала не злоупотреблять количеством игрушек. Ценность забавы в том, сколько времени может провести взрослый вдвоем с ребенком, играя в нее. Развивая малыша, важно помнитесь, что самое главное — это качество контакта. Если родитель чувствует ребенка, его потребности и желания, умеет принимать его чувства, то игры и игрушки второстепенны. Учитывая задачи возраста ребенку практически невозможно навредить, а чувствуя своего малыша – невозможно переборщить.

Читайте также:
Как сажать семена на балконе

Надежда Навроцкая, психолог, арт-терапевт и мама троих детей:

Мудрое взросление: как вырастить гармоничную личность

– Близкий мне принцип, положенный в основу гармоничного формирования личности, – это развитие сенситивности . Что это значит? На практике сенситивность – это высокая чувствительность и восприимчивость. К цвету, звукам и музыке, прикосновениям, вкусам, запахам. Это способность понимать эмоциональное состояние других людей, видеть и чувствовать прекрасное, сонастраиваться, сопереживать, сострадать и любить. У новорождённого ребёнка есть все необходимое для развития сенситивности: высокая чувствительность нервной системы и любящая семья. Этих двух факторов для большинства детей вполне достаточно. Но повышать уровень развития сеситивности все же можно. Ведь в жизни это сказывается в умении видеть прекрасное, тонко чувствовать цвета, линии, движения, звуки, реагировать на эмоции других людей. Это дает возможность ощущать жизнь во всех ее ярких красках. Люди с высокой сенситивностью более гуманны, легче устанавливают контакты с другими, им проще завоевать доверие и наладить понимание.

Так или иначе, мы движемся к миру, основной ценностью которого является коммуникация. Подавить, проявить силу, унизить – это способы построения агрессивного диалога, которые в цивилизованном мире перестают работать. Люди с такими стратегиями становятся неуспешными.

– Что может помочь научить ребенка более тонко чувствовать окружающее?

– Любые игры, в которых ребёнок обучается пониманию эмоций другого, учится видеть красоту линий, влияние звука, разрушительность или наоборот наполнение энергией от еды – это все работает. Совсем младенцев можно нежно поглаживать. С детками постарше – заниматься с помощью определенных игрушек. С уже подросшими малышами – подключать творчество.

Для малышей, которые только учатся манипулировать игрушками, важно наличие разных фактур. Это должны быть максимально живые натуральные материалы, желательно природных оттенков. Идеально, если игрушка издает различные негромкие звуки. Очень хороши книги со вставками разных фактур. Замечательные забавы, которые ушли в прошлое, – деревянные ксилофоны и маленькие гусли, на которых мы играли по нотам. Многим деткам нравятся мягкие игрушки, которые приятны наощупь.

– Каких игрушек лучше опасаться?

– Я бы советовала избегать кислотных цветов, издающих громкие и фальшивые звуки пластиковых игрушек. Поскольку все ощущения от пользования таким предметом довольно разрушительны, психика может попросту «отключать» воздействие на анализатор, то есть снижать чувствительность.

Сейчас все больше техногенных игрушек. Это понятно, мир становится именно таким – все подчинено процессу материального производства и потребления. Но мы остаёмся живыми людьми, которым необходимо внутреннее духовное восстановление. И один из лучших способов почерпнуть силы, на мой взгляд, — это природа. Пусть у детей будет побольше таких природных уголков, простых натуральных игрушек, среди которых они смогут не потерять себя.

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребёнка со взрослыми. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость

А. Д. Кошелев пишет, что опыт полный и разносторонний — у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают.

12 качеств — фундамент сильной личности с детства ​

сильная личность с детства

Психическое развитие и формирование личности ребёнка начинается с рождения и переходит во взрослую жизнь. Конечно, люди в любом возрасте могут меняться, но приятнее и проще жить человеку, который уже в детском возрасте научился качествам, которые помогут стать сильной личностью, ведь ему не нужно тратить время и силы на переобучение. Мы будем говорить в основном о детях школьного возраста, так как именно в школе начинается осознанная самостоятельная деятельность — учёба. Какие же качества стоит развить у ребенка, чтобы он вырос сильной личностью?

  1. Ответственность. Умение просчитать последствия своих действий, разграничить свою ответственность и ответственность других людей, не брать на себя лишнее.
  2. Решительность. Привычку принимать самостоятельные решения, добиваться их выполнения, преодолевать препятствия.
  3. Уверенность в себе и своих силах. Умение трезво оценивать свои способности, верить в свои силы, не опускать руки и не сдаваться при малейшей сложности.
  4. Целеустремлённость. Способность формулировать цели, планировать их достижение и не упускать их из виду, мотивировать себя на их достижение.
  5. Дисциплинированность. Способность организовать себя и своё пространство, следовать расписанию или графику, придерживаться правил.
  6. Аккуратность. Привить навык поддерживать порядок дома и в своих делах, соблюдать личную гигиену.
  7. Стрессоустойчивость. Знание, как преодолевать жизненные сложности и без серьёзных потерь переживать стрессовые ситуации.
  8. Трудолюбие. Умение получать удовольствие от выполняемой трудовой и учебной деятельности.
  9. Общительность. Находить друзей, договариваться, общаться, обладает харизмой, может быть открытым и приветливым.
  10. Доброта. С уважением и бережливостью относится к другим людям, к животным и природе.
  11. Щедрость. Умение делиться и помогать другим, способен разделить не только материальные ценности, но и оказать моральную поддержку, способен сострадать и сопереживать.
  12. Креативность. Способность проявлять и развивать свой творческий потенциал, способен нестандартно мыслить и предлагать оригинальные решения.
Читайте также:
Как вырастить хионодоксу в саду в Подмосковье: посадка и уход

Конечно, не обязательно развивать все эти качества одновременно. Что-то может быть более важными для вас, что-то — менее. Вы можете сформировать портрет сильной личности и развивать нужные качества в ребёнке сами или с помощью технологии модификации поведения 7Spsy.

Также обратите внимание, что некоторые качества недоступны детям из-за возраста, например, в 8-9 лет сложнее просчитывать последствия своих поступков, чем в 18-19. Но мы можем заложить основу для развития этих качеств: рассказывать о том, какие последствия у каких действий могут быть, показывать на примере, позволять ребёнку сталкиваться с последствиями (конечно, если нет опасности для здоровья и жизни). Так как же помочь ребёнку воспитать сильный характер и развить силу духа, стать сильной личностью?

Любить себя

Воспитываем из ребенка личность

Самая ценная способность человека – это умение любить, ценить и принимать себя при любых обстоятельствах. Любовь к самому себе – это не эгоцентризм или излишняя самонадеянность, как принято думать – а особая внутренняя сила, уверенность в своих способностях, но в то же время – знание собственных слабостей и недостатков. Если ребенок любит себя – ему не нужно ежечасно подтверждать свою значимость в учебе и других сферах – эти занятия просто доставляют ему удовольствие, без лишнего фанатизма и перфекционизма. Отсутствие любви к себе, напротив, делает ребенка неуверенным, заставляет не покладая рук доказывать окружающим и себе одно: «я умный, я добрый, я хороший – посмотрите какой я молодец». Во взрослой жизни неуверенный в себе человек будет нервничать из-за любой неудачи.

Безусловная любовь – важнейший фактор формирования психологически-здоровой личности. Безусловная любовь – это принятие малыша со всеми его недостатками, уважение его чувств, доверие. Это вовсе не значит, что мама с папой относятся к плохому поведению своего чада попустительски, разрешая ему всё на свете. Напротив, ребенок знает правила поведения в семье и обществе, придерживается распорядка, иногда капризничает и не желает слушаться. И, тем не менее, он знает, что родители его всё равно любят просто так, за то, что он есть и какой он есть. А за плохое поведение будет наказание – не крики и унижения, а закономерные последствия непослушания: «Не захотел кушать – останешься сегодня без сладкого» и т.п.

Читайте также:
Как вырастить хионодоксу в саду в Подмосковье: посадка и уход

Кстати, безусловная любовь родителей к ребенку и его любовь к самому себе – предпосылки к формированию здоровых отношений малыша во взрослой жизни, ведь с большой долей вероятности такой человек будет любить и уважать своего спутника жизни, детей и друзей.

Любовь к себе поможет ребенку не опускать руки в тяжелых жизненных ситуациях и не волноваться из-за временных неудач, достигать поставленных жизненных целей, воплощать мечты в реальность без страха поражения.

«У меня не получится»

В школе искусств я столкнулась с тем, что ребенок боялся идти на занятия без меня. Уже дома перед сном, в безопасности, дочь рассказала, что она боится, что не умеет делать и что у нее не получится. На первые уроки мы ходили вместе, а потом повторяли дома: я еще раз показывала все, что делали на рисовании или ритмике, и рассказывала дочери: «Смотри, у тебя получилось нарисовать гусеницу», «Ты умеешь приседать, как лягушка». По сути, я стала бережным проводником для нее в занятиях. Точно так проводит ребенка через страх «не умею», «не получится» и толковый преподаватель.

Похожая история была с книжками: много текста и мало картинок вызывали страх и дочь отказывалась читать. Пока я не догадалась и не нашла книжку про «Муми-троллей», после которой страх прошел.

Чуткость и внимательность к эмоциям и реакциям ребенка помогают видеть , что не нравится ему в процессе, проживать и возвращаться учиться дальше. В конце концов, главное, чтобы ребенок чувствовал безопасность и принятие от мамы, а чем заниматься и как развиваться – вырастает из самой жизни.

Благодаря личностным образцам, каковыми являются для ребенка родители, он учится тому, как относиться к другим членам семьи, родственникам, знакомым: кого любить, кого избегать, с кем более или менее считаться, кому выражать свою симпатию или антипатию, когда сдерживать свои реакции. Мамы и папы готовят ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества.

Движение и спорт

Даже не важно какой: плавать в бассейне, бороться на татами, учиться кувыркаться на гимнастике, заниматься йогой в группе с родителями или детьми – все о здоровье и о физическом развитии. Сложно быть одновременно мамой и тренером своему ребенку, поэтому ритмика в 4,5 то, что нужно. Йогой ребенок занимается сам спонтанно лет до 3-х.

Мамы-йоги знают асаны и видят, как ребенок в игре принимает разные позы сам. Лет до 5-6 ребенок с удовольствием включается в мамины тренировки дома, если не включать параллельно мультики. Лет с 6-8 дети с удовольствием занимаются в группе.

Ссылка на основную публикацию