Предположим, 15-20 лет назад в лесу прошёл пожар. За это время повреждённая территория успела восстановиться и самостоятельно зарасти молодым лесом. Не смотря на этот факт, по документам этот лес всё ещё принадлежит к фонду лесовосстановления, то есть здесь предполагается проводить посадки, хотя нужды в них уже нет.
Посадки — благо или вред для климата?
«Посади дерево — спаси планету!», — слышим мы из СМИ, социальных сетей и от «экологически ответственных» компаний. Эту фразу повторяют так часто, что в какой-то момент большинство людей начинают воспринимать её как аксиому. Но это миф.
Не все посадки – благо для климата
Объясняем, почему и рассказываем, где нужно сажать деревья, чтобы они и правда спасали планету.
Новые вопросы в Русский язык
Прочитайте текст без выделенных частей речи. Понятен ли вам его смысл? Выделите основную информацию и определите тему текста. Ранние цивилизации это р … анние высокоразвитые общества, представители которых беспокоились не только о собственном про- питании. Эти цивилизации построили города, в которых существо- вали разделение труда между людьми и своя структура власти. В эпоху высокоразвитых цивилизаций появился календарь, было положено начало многим наукам. к общему числу 25 ранних ци- вилизаций причисляются культура шумеров, вавилонян и асси- рийцев, египтян, персов, китайцев, а также индская цивилизация, многочисленные культуры на американском континенте.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО. 1. Ночь. 2. Вахта. 3. Над тобой необъятный купол вселенной.4.Тихонько журчит вода у штевня* (толстый вертикальный бр … ус, составляющий основание кормы или носа корабля). 5.Иногда плеснёт стайка дельфинов или крикнет спросонья чайка, ночующая на скале. 6. Стоишь на руле…7. Легко поворачиваешь рулевое колесо и смотришь на паруса. 8.Нельзя выйти из ветра, иначе беда – придётся делать поворот. 9.Только неопытный рулевой может допустить это. 10. Луна. 11.Живая серебряная дорожка бежит по чёрной густой воде. 12. И паруса в лунном свете кажутся серебряными, лёгкими.13. Не слышно шума машин, как это бывает на паровых судах. 14.Только где-то постукивает плохо закреплённый шкот* и однообразно, чуть слышно, тоненьким голосом поёт ветер между снастями. 15.Впереди на мостике выделяется белая расплывчатая фигура вАхтенного помощника. 16.Стоишь на руле и начинаешь фантазировать о «Летучем голландце», о пиратах. 17.Вспоминаешь знаменитых русских флотоводцев-парусников, плававших в этих местах, – Ушакова, Сенявина, Нахимова… 18. Хорошо в лунную ночь на борту парусника!19. Хорошо! ЗАДАНИЯ1.Среди предложений 17-18 найдите и выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Двойные согласные пишутся на стыке морфем, если одна морфема оканчивается, а другая начинается одной и той же согласной». 1.Среди предложений 10-12 найдите и выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «Одна буква н пишется в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов ан, ян, ин (кроме слов-исключений». 2.Из предложения 15 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука. 2.Из предложения 17 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука. 3.Замените словосочетание «рулевое колесо», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. 3.Замените словосочетание «в лунном свете», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. 4. Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленным определением. Укажите только его номер. 4. Среди предложений 16-19 найдите предложение с обособленным определением. Укажите только его номер. 5. Выпишите грамматическую основу предложения 12. 5. Выпишите грамматическую основу предложения 11. 6.Укажите количество грамматических основ в предложении 14. 6.Укажите количество грамматических основ в предложении 13. 7. Найти односоставные предложения, подчеркнуть в них грамматическую основу, определить тип предложения: в первом и втором абзацах. 7. Найти односоставные предложения, подчеркнуть в них грамматическую основу, определить тип предложения: в предпоследнем и последнем абзацах
В словарях Т.Ф Ефремовой и В.В Морковкина зафиксированы предлоги, которые чаще всего употребляются в функции наречия. Найдите в предложения такие пред … логи.1. Багаж, который по ошибке оставили в Париже, уже отправили вдогон туристам.2. Он высказался совершенно вразрез разговору, чем удивил всех гостей.3. Бабушка рассказывала басню или что-то типа нее.4. Малина росла обок сарая
2. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните грамматическую основу предложений. Укажите, чем выражены подлежащее … и сказуемое. Выполнить синтаксический разбор выделенного предложения. В зимнем лесу. Долго б..ролась зима с (не)настной осенью. В ноябре снег одел пуш..стым нарядом лес, и наступила зима. Гуляет в..юга. В лесу всё тонет под белым покровом. Густо покрывают ветви елей пуш..стые хлопья снега. Переш..птываются на ветру длинные косы берез. Прячу(тся, ться) в норку ежи, укрываю(тся, ться) от м..роза белки в зимние гнезда.
Помогите пожалуйста, с русским языком. Укажите номера простых оложненных предложений, укажите , чем осложнено каждое из них.1. Зазвонил телефон, и я … подошел к аппарату.2. Никому из нас не пришла в голову такая чудесная мысль.3. Из комнаты доносились детские звонкие голоса.4. Только человек вокруг себя все уничтожает, убивает.5. Я приеду к вам, когда наступят каникулы.6. Все говорило о близости весны: и птичья суета, и рыхлый снег, и запах земли.7. Мой товарищ, ученик 9 класса, был выдвинут в сборную команду по футболу.8. Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.9. Мед – эффективное средство, успокаивающее нервную систему.10. К счастью, незабудки очень долго стояли в вазочке.11. А для тебя, Михалыч, последнюю рубаху не пожалею.
Ответы
1. общее грамматическое значение им сущ.
2.пост призн: нариц, неодушев, ж.р, 1-е скл
3. непост призн: р.п, ед.ч
1)смотрю ему вслед, и думаю ,зачем живут такие люди? 2)”я хотел бы купить масло”- проговорил крестьянин 3)мне кажется, заметил полковник нет ничего вкуснее! 4)не стоит- перебил иван мне уже лучше5)александр спрашивает : “можно я еще приду”? 6) “что такое десант? “- раздался чей то голос 7) “только ты не шуми”- сказал отец ,а то младшие поднимут шум
Местоимение — самостоятельная (знаменательная) часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. вопрос, на которое отвечает местоимение, зависит от того, на что — предмет, признак или количество — оно указывает. местоимения , указывающие на предметы , некоторыми признаками существительных: отвечают на вопросы кто? что? : ты, он, некто, нечто, кто-то, чего-нибудь; изменяются по падежам: она — её — ей, что — чего — чему — о чём; указывают на существительные мужского, женского или среднего рода: кто, некто, кто-то, он — м.р., она — ж.р., оно, что, что-нибудь, кое-что, ничто — ср.р.; указывает на лиц мужского или женского пола: я сделала, я сделал, ты решила, ты решил; указывают на одушевлённые и неодушевлённые предметы: я, ты, мы, вы, кто — одуш., что — неодуш.; могут иметь единственное и множественное число: он, оно, она — они.местоимения, указывающие на признак , грамматическими признаками прилагательных: отвечают на вопросы какой? чей? : этакий, самый, чей-то, некоторый, ничей; изменяются по падежам: твой — твоего — твоему — о твоём, каждый — каждого — каждому — каждым — о каждом; изменяются по числам: твой — твои, каждый — каждые; изменяются по : твой — твоя — твоё, каждый — каждая — каждое; согласуются с существительными: какое-либо произведение, некоторых новостей, чьими-то идеями.в отличие от прилагательных не имеют краткой формы. местоимения, указывающие на количество , соотносятся с числительными: отвечают на вопрос сколько? : сколько-нибудь, несколько, нисколько; изменяются по падежам: столько — стольких — стольким — столькими. классификация местоимений с учётом лексико-грамматических особенностей выделяются следующие разряды местоимений:личные я, ты, он, она, оно, мы, вы, , твой, свой, ваш, наш, его, её, ихотносительныекто, что, какой, каков, который, чей, сколько, каковой вопросительныекто, что, какой, чей, который, каков, сколько, каковой отрицательныеникто, ничто, никакой, ничей, никоторый, некого, , нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-нибудь, какой-либо и др.указательныетот, этот, такой, таков, , всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой изменение местоимений местоимения изменяются: все — по падежам: меня — мной — обо мне; некоторые — по и числам: такой — такая — такие, этот — эти.начальная форма местоимений — именительный падеж единственного числа. синтаксическая роль местоимений синтаксическая роль местоимения зависит от того, с какой частью речи оно соотносится. местоимение может быть любым членом предложения. если б знали вы, как мне дороги подмосковные вечера! — вы — подлежащее, мне — дополнение.теперь он — мой! я сам таков — и этим сверх того не хвастаюсь. — он — подлежащее, мой — сказуемое,я — подлежащее, сам — определение, таков — сказуемое, этим, сверх того — дополнения.
Город ульяновск до 1924 года носил имя -симбирск. город основан в 1648 году междуречья двух полноводных рек – волги и свияги. это единственное место на земном шаре, где две большие реки сходятся на расстоянии полутора километров, но бегут в противоположных направлениях. при этом воды реки свияги дважды протекают мимо ульяновска сначала с юга на север, по руслу свияги, а после, впадая в волгу, приходит сюда же по направлению с севера на юг. считается, что круговое движение воды образует в городе особую ауру, эта энергетика наделяет, рождённых здесь людей, мощным жизненным зарядом и творческим даром. ульяновск – авиационная столица россии. здесь расположен крупнейший в стране авиастроительный завод и музей, посвящённый гражданской авиации, 9000 тысячами экспонатов, а также музей посвященный самолету ту-144, опередившему время на десятилетия. еще одна достопримечательность города, музей ульяновского автомобильного завода, в нем представлены ульяновские вездеходы от прошедших великую отечественную войну, до самых современных. ульяновск так же известен как место проведение ежегодные регаты – кубок волги, традиционных гонок на выживание на вездеходах уаз. в ульяновской области находится не только авиационная столица, но и блинная столица россии – старинный город сенгилей. здесь на масленицу проходят блинные фестивали, в карсунском районе ежегодно устраивают фестивали пирогов.
Проект озеленения школы
Важным пунктом в проекте благоустройства территории школы является ее озеленение.
Цели озеленения пришкольного участка, кроме декоративных, могут быть и следующими:
- озеленение школьной территории для создания комфортных условий (защита от ветра, солнечных лучей и посторонних любопытных глаз);
- экологическое озеленение школы (позволяет поддержать популяцию птиц и мелких животных, высаживая на пришкольных участках характерные для вашей местности и привычные им виды растений);
- озеленение территории школы с целью выращивания плодовых культур с последующим сбором урожая (можно разбить яблоневый сад и поить детей осенью компотами из собственных фруктов).
По периметру пришкольной территории можно запланировать создание живой изгороди в виде деревьев и кустарников. Такое дизайнерское решение поможет защитить педагогов и учеников школы от шума и пыли, поспособствует созданию особых микроклиматических условий на территории школы.
Если на вашем школьном дворе отсутствуют беседки или веранды, и вы не планируете их постройку, предусмотрите посадку крупных деревьев и кустарников, способных смягчать воздействие солнечных лучей и создавать естественную тень.
Крупные деревья и кустарники стоит использовать и для защиты спортивной площадки от ультрафиолетовых лучей и жаркого солнца, особенно, если на ней установлено спортивное или игровое оборудование.
Добавить зеленые насаждения, создающие теневое укрытие для игроков и зрителей, рекомендуется и в зоны баскетбольной и волейбольной площадок, теннисного корта, если они имеются. Сажайте деревья, учитывая величину их корневой системы, приблизительно в 10 метрах от площадок.
По периметру футбольного поля сажайте деревья, имеющие густую крону. А вот использовать кустарники с плотной листвой не рекомендуется, дабы не создавать удобных уголков для укрытия неблагонамеренных лиц.
Открытые свободные площадки необходимо засеять газоном, замостить или выложить специальным покрытием. Не забывайте, что для здорового роста газонной траве необходимо солнце. Если это условие не может быть соблюдено, остановите свой выбор на специальном покрытии (например, имеющем в своей основе резиновую крошку).
Особое внимание следует уделить главному входу в школу. Здесь будет самое место красочным цветникам, изящным клумбам и декоративным группам растений.
Как школьники вместе с министрами и акимами высаживали деревья
Как школьники вместе с министрами и акимами высаживали деревья
3 октября во всех школах Казахстана впервые прошел экологический час. В ходе этой акции министры, акимы, видные общественные деятели рассказывали ученикам о том, как защитить природу, а после все вместе высаживали деревья. Так, всего в этот день в республике было высажено более 200 тысяч саженцев. Мы решили побывать на акции в школе № 74 в городе Нур-Султан, где вместе с учениками деревья высаживал министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев.
Экологический час начался с выступления учеников в актовом зале школы. В своих номерах дети рассказали о важности заботы о природе, об экологическом уроне, который наносится в результате неэкономного потребления воды и тепла, о вреде пластика и пользе сознательного отношения к природе.
Так, ученик 11-го класса Айболат Куратбаев представил свой проект, при помощи которого удастся поощрять раздельный сбор мусора, в частности пластика. Айболат создал макет аппарата, который складирует пластик, и мобильное приложение, в котором ведется учет количества пластика, который человек сдает. Взамен мусора пользователь получает на приложение балы, которые в дальнейшем можно будет обменять на “что-то полезное”, например билеты в кино.
“Взрослые должны давать положительный пример детям, ведь зачастую родители отправляют выбросить мусор своих детей. И здесь моя система может сделать процесс раздельного сбора мусора, в частности пластика, интересным, а самое главное – выгодным”, – рассказал Айболат.
“Проект Айболата очень интересен для нашего министерства. Министром Магзумом Маратовичем дано поручение рассмотреть проект. Проект очень интересный, и отрадно, что молодежь стремится поднимать экологию нашей страны, и подобные инициативы нужно поддерживать. Постараемся найти спонсоров и помочь”, – заявил руководитель департамента экологии по городу Нур-Султану Мансур Ошурбаев.
После торжественной части министру был показан кабинет гидропоники школы № 74. В нем дети продемонстрировали свои умения и достижения. “Кабинет гидропоники открылся у нас недавно. В этом кабинете дети выращивают растения, наблюдают и контролируют весь процесс сами. То есть узнают о растениях не только из учебников, а на практике, исследуя их и экспериментируя. В данном кабинете мы выращиваем злаки, разные растения и цветы. Потом пользуемся ими каждый день”, – рассказала преподаватель биологии школы № 74 Раушан Тилеубаева.
Во время экологического часа близ школы № 74 было высажено 100 деревьев.
Во время своего выступления министр экологии, геологии и природных ресурсов Магзум Мирзагалиев рассказал ученикам, что для изготовления одной пары обуви используется 8000 литров воды, а для производства обычной футболки мы тратим почти 4000 литров воды. Министр заявил, что настало время, когда каждый человек с рождения должен беспокоиться о сохранении земли, воды и воздуха.
“В нашей стране стартовал “Экочас”. В течение часа мы будем объяснять, что нужно проявлять заботу о нашей природе и что мы должны защищать ее. Мы можем сохранить природу только в том случае, если сохраним ресурсы планеты. Бережно будем относиться к ним и постараемся минимизировать те отходы, которые производим. А для этого необходимо не забывать о сортировке мусора. Я уверен, что молодежь будет активно участвовать в сохранении природы. Сегодня мы будем сажать деревья в нашей школе. Один из главных элементов нашей природы – это деревья. Если мы хотим жить в экологически чистой природе, то по всему миру каждый человек по меньшей мере должен посадить 14 деревьев. Если каждая семья весной и осенью будет сажать дерево и обратит это дело в семейную традицию, это будет символом добра и изобилия, здоровья и счастья”, – заявил министр.
“Сегодня в нашей стране проводится республиканское экологическое мероприятие. И поэтому министр экологии, геологии и природных ресурсов посетил нашу школу. Посадил с нашими учениками деревья. В этот день нам нужно не только сажать деревья, а мы должны осознавать, насколько важно для человечества оберегать природу и защищать экологию”, – рассказала директор школы № 74 Женискуль Нусипжан.
“Мы хотим сделать наш город зеленее. Ведь деревья – это наши легкие. Об этом нам часто говорят на уроках гидропоники. Нам нужно заботиться о нашей природе”, – рассказал ученик 10-го класса Диас Аманжолов.
“Природа и человек едины. Это нужно понимать. Я рада, что этой теме у нас в школе и в нашей стране уделяют много внимания”, – заявила ученица 10-го класса Актолкын Пермаханова.
Проект “Экологический час” очень полезен и важен для нас. Мы, как молодое поколение нашей страны и планеты, должны брать на себя ответственность за сохранность окружающей среды”, – заявила ученица 10-го класса Раужан Джумагалиева.
Добавим, что, помимо главы Минэкологии, в акции также приняли участие и другие министры, общественные деятели. Так, урок в школе № 79 провел министр образования и науки Асхат Аймагамбетов, в школе-лицее № 85 – заместитель премьер-министра Роман Скляр; в средней школе № 49 – министр торговли и интеграции Бахыт Султанов.
В школе № 57 – министр культуры и спорта Актоты Раимкулова; в школе-лицее № 71 – министр информации и общественного развития Даурен Абаев; в 73-й школе – министр здравоохранения Елжан Биртанов, а также министр юстиции Марат Бекетаев.
В гимназии № 75 экочас провел министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов; в 86-й школе – заместитель премьер-министра Бердибек Сапарбаев, в 66-м лицее – общественные деятели Мухтар Тайжан и Мурат Абенов, в 83-й школе акцию поддержала председатель президиума ассоциации экологических организаций Алия Назарбаева. В регионах экологический час прошел с участием акимов.
Акция продолжится до 12 октября, но уже с участием всех казахстанцев. “В следующую субботу, 12 октября, на территории республики будет проводиться масштабная посадка деревьев. По нашим ожиданиям этой осенью будет посажено не менее миллиона деревьев в стране”, – отметил министр Мирзагалиев.
Отметим, что старт экоакции дал премьер-министр Аскар Мамин на юге Казахстана в рамках рабочей поездки по Туркестанской области. Вместе с Мирзагалиевым и сотрудниками акимата области были посажены новые деревья на одной из аллей Туркестана.
Школьный сад – простое решение озеленения территории
– В зависимости от школы и от ее потребностей, вернее ее учеников, учителей и родителей, зависит функция сада.
Где-то нужно место для прогулок, где-то для отдыха, где-то нет площадок для активного отдыха (здесь я не имею ввиду стандартный набор малых архитектурных форм, а нечто иное, что будет будоражить фантазию учеников и развивать мышление), кто-то хочет иметь огород, как с практической точки зрения, так и как часть образовательного процесса, кому-то нужно место для проведения уроков на открытом воздухе, кто-то из учителей вышел за рамки школы и в своей деятельности хочет быть не только теоретиком, но и практиком, и в этом случае сад может этому способствовать.
Перечислять функции и задачи можно долго, все зависит от запроса, потребностей и, конечно, возможностей. И при этом нет одинаковых школ, то есть невозможно создать один проект и его растиражировать так, чтоб он работал на разных людей.
По моему опыту мне довольно часто попадаются сады, не только школьные, но и детсадовские, где учителя/воспитатели хотят привить детям любовь к природе, к своему труду, да и вообще показать банально откуда берется клубника и как растет огурец или лук (условно), что если сорвать цветок, то в этом году его можно уже не увидеть.
– Вспомним советские времена и сравним с тем, что сейчас, – что изменилось в школьном саду.
– Времена изменились, потребности изменились, темп жизни настолько быстрый, школьники настолько загружены, не только уроками, но и информационным потоком, что даже иной раз и на улицу не выходят, не говоря уже о том, чтобы что-то там разглядеть или сделать.
Я помню еще в школе у меня был урок «Природоведение», где в задания, домашние или школьные, часто входил анализ, наблюдения, будь то погодные условия или времена года. Да, конечно, тогда мне не было это так интересно как сейчас, но я по возможности хотела бы заострить на этом внимание учителей и учеников.
Вот и еще одна задача и один ответ на вопрос «Зачем нужен школьный сад?»
У меня есть в памяти образ советского школьного сада, но думаю, что скорее он был утилитарный, заполненный плодовыми насаждениями, сиренью и повсеместно используемыми многолетними растениями. И кстати, это очень интересная тема для опроса и, опять же, для анализа. А каким помнят школьные сады наши родители, бабушки и дедушки?
– Расскажите о Вашем опыте работы со школами по озеленению. Как часто обращаются, в чем главные проблемы, как их можно решать.
– Проблемы у школ разные, а некоторые считают, что их вовсе нет, но при этом просто хотят «зелени».
Обращаются, к сожалению, редко или после первого разговора, когда описываю перечень необходимой информации и документации, пропадают.
В одной из школ всей территорией заведует завхоз. Он имеет только собственный опыт выращивания растений на даче и ,как это было принято раньше, новые посадки на территории школ делает все в ряд. Безусловно, и они имеют место быть, если это соответствует общей планировке и концепции в целом. Но здесь же и сада-то как такового нет. Отсюда нет и мест отдыха. Часто вновь посаженные плодовые или хвойные деревья погибают и на их место «впихивают» то, что дают, дарят, приносят. Такова реальность, и это грустно.
И в этой школе, к моему огромному сожалению, нет осознания того, что надо что-то менять, их и так все устраивает, либо изначально руководство в этом не заинтересовано. И это самый худший, на мой взгляд, объект, где никто ничего не хочет.
Ведь, чтобы сделать не только сад, но и создать атмосферу в нем, нужно в первую очередь желание тех, кто им будет пользоваться. На второе место я бы поставила бюджет. Но и с ним можно «поиграться»!
А вот другой пример, когда у школы есть желание поменять то, что уже приелось, некрасиво и существующие растения уже не выглядят презентабельно, болеют и т.д. И в таком случае, когда уже есть какие-то насаждения проект с нуля не нужен, а нужна реконструкция.
Она заключается в том, что мы не убираем все подчистую, а перемещаем то, что можно переместить и что очень дорого для школы как память, например. И это сложнее, чем просто зайти на пустую территорию, потому что нужно провести пересчет всей растительности с привязкой и нанести на план. А затем уже провести «зачистку» лишнего на местности и только потом рассматривать территорию заново и планировать новые посадки и прочие составляющие сада.
– Самые лучшие растения для школьного сада – это?
– Дайте мне таблетку «от всего»! Как в медицине, так и в озеленении, нет 100%-го ассортимента, который подойдет для всех мест, почв и т.д.
Но если говорить обобщенно, то это НЕ колючие растения, НЕ ядовитые, БЕЗ ягод или со съедобными, НЕ лекарственные растения.
К примеру, был у меня объект, территория детского сада, где была высажена изгородь из кизильника блестящего. Да, он практически универсален и очень часто используется в городе, да и вообще в озеленении. Но воспитатели жаловались, что дети едят ягоды! За всеми не уследишь, поэтому я бы не рекомендовала его к посадке в детских учреждениях.
– Примерная схема разбивки участка (на словах) – какие растения, где разместить.
– Во-первых, мы закрываем периметр. Нет, не для того, чтобы спрятаться, а чтобы уменьшить уровень шума, пыли и создать фон для посадок переднего плана.
Причем, в зависимости от выбранной стилистики, это не обязательно должна быть ровная монопосадка растений одного вида. Это могут быть крупномерные деревья, плавно переходящие в высокие кустарники. То есть, чтобы получилась некая волна. Это могут быть липы, ели, сосны, облепиха (оговорка: она колючая, но для фона, к которому нет доступа у детей, подойдет), лещина, клены, рябины, ивы, березы…Если обобщенно, то деревья нашей полосы, то, что растет повсеместно. НО. Обязательно нужно учитывать световой режим, состав и вид почв, а также водный режим.
К примеру, если посадить клен в низину, где постоянно скапливается вода, то корневая система у него может сгнить или же он будет постоянно болеть или повреждаться вредителями. Другой пример: оживленная трасса, где постоянно пыль и выхлопы, а вы сажаете сосну, которая от оседающей пыли просто погибнет.
Для среднего яруса, перед деревьями можно посадить высокие кустарники (до 3-5 м): пузыреплодник калинолистный, дерен сибирский и отпрысковый, ирга, декоративные яблони кустовой формы, сирени.
В нижний ярус (до 2 м высотой) подойдут рябинник, спиреи, гортензии, смородина, форзиция.
На переднем плане могут располагаться цветники или просто группы из многолетних растений.
Хочу заметить, что это не обязательно должно быть 4-5 ярусов, их может быть и 2, а можно и смиксовать. Где-то плотный массив из 3-4 ярусов, а затем он уходит в один, например, средний ярус. Вариаций много!
Для создания более комфортной среды и построения композиции (если позволяет пространство) можно размещать группы из растений у дорожно-тропиночной сети, на пути следования (эффект прохождения через заросли), делать акцентную композицию на газоне ( не 1 куст, а композиция или группа), посадить солитер (эффектный, яркий, декоративный или с ярко выраженной структурой ветвей кустарник или дерево) на повороте дорожки.
Бывают территории, где наоборот не нужно закрывать периметр, а лишь немного закрыть неприглядные виды, скажем, на некрасивую архитектуру за пределами участка, или сделать «окна» – вид с возвышенности на поляну, реку, озеро, расположенные за пределами школьного двора.
В парадной зоне, зоне входа и массового скопления людей, как правило, размещают цветники или миксбордеры (цветник с использованием древесных растений), подобрав растения так, чтобы они были максимально декоративны в период интенсивного использования указанной зоны.
И опять же…они не обязательно должны там быть, это не панацея.
– Ландшафтные хитрости – истории из жизни.
– В первую очередь, если речь идет о проектной работе, то работать с тем, что есть!
Очень часто мне встречаются примеры, когда клиенты, покупая лесной участок, изначально теневой, хотят там лужайку и газон, или узкие длинные участки, и хотят их увеличить, расширить.
На лесных участках хозяева часто не замечает того покрова, который там уже есть, он сформирован природой. Так вот первая хитрость заключается в том, чтоб его рассмотреть, использовать, а может даже и приумножить. И никакого газона в лесу. Только на открытых пространствах!
Вторая хитрость – это обрезка. Большинство растений – очень пластичный материал, из которого можно «слепить» практически любую форму. Часто встречаю увлеченных садоводов, которые сажают плотно и много, а когда все разрастается, то отказаться от части растений становится жалко – и вот здесь можно скорректировать и спланировать насаждения обрезкой.
Третья хитрость! У меня есть некоторые объекты, владельцы которых не готовы в виду ограниченного бюджета закупать большое количество многолетних растений-наполнителей. И иногда можно использовать те растения, которые уже есть на участке, как сорняки. Но, если мы объединим их в группу, в лужайку, то получим необходимый эффект.
Конечно, я не призываю идти копать в поле или в лесу растения для своего участка, а лишь только обращаю внимание на то, что можно использовать более «скромные» растения, главное – правильно их применить.
– С точки зрения ухода – каким должен быть школьный сад и какие работы могут выполнять сами ребята, а когда надо приглашать специалиста.
– В школьном саду не должно быть точечных посадок на газоне, чтобы не тратить время на обкос каждого экземпляра.
Самый подходящий вариант – это плотная посадка и компоновка растений в массивы или группы, чтобы там вообще не нужно было косить. Уплотненная посадка конечно увеличивает количество посадочного материала на момент закладки сада, но нужна для более быстрого разрастания и закрытия поверхности почвы. Таким образом мы минимизируем количество сорняков в посадках и соответственно избавляемся от прополки.
Примыкания к дорожкам, площадкам, малым архитектурным формам должны быть сделаны так, чтобы покос осуществлялся одним проходом газонокосилки и не требовал дополнительной, ручной, обработки. То есть эти примыкания могут иметь бордюр вровень с газоном или борт, оформлены уголком или аналогами, соответствующими стилистике.
Это, пожалуй, основные и важные моменты, которые часто отсутствуют на школьных территориях.
Рассмотрю 2 варианта участия детей в уходе за садом, если:
1) Дети умеют пользоваться инструментом, на практических занятиях их обучают правильной обрезке, показывают различия между декоративными и сорными растениями и т.д.
В этом случае они могут без привлечения специалиста обрезать деревья, кустарники, пропалывать цветники при необходимости, обрезать многолетние растения на зиму или весной.
2) Дети редко или разово (например, на субботник) выходят в сад и им дают только локальную работу.
По факту это получается только сгребание листвы или вычесывание газона. Без навыков и знаний дети могут в весенний или осенний период провести тотальную обрезку многолетних растений (отмершей части).
Все остальные работы должны выполняться специалистом.
Специалист при любых вариантах нужен для обрезки крупномерных деревьев, для формирования правильной кроны лиственных деревьев, анализа состояния насаждений, формирующей (в первые годы после посадки, если материал не сформирован в питомнике) обрезке кустарников в живой изгороди или в блоках.
Мне видится идеальным сотрудничество специалистов ландшафтной отрасли со школой в виде проведения уроков для учеников, где можно обучать и рассказывать как о самой профессии, так и о правильном уходе за существующим садом, посадке растений и т.д.
Буквально недавно у меня был опыт проведения урока в рамках профориентации с учениками 8 класса. Ребята слушали весь урок внимательно и даже по его окончании задали несколько вопросов. Это была в основном теоретическая часть, которую обязательно нужно закреплять на практике!
– Какой инвентарь нужен для школьного сада (удобрения).
– Я использую только органические удобрения, без применения химии. Во-первых, это школа, дети, а во-вторых, есть совершенно прекрасное определение, которым я руководствуюсь в своей работе: «Все, что растения берут из почвы, должно в нее же и вернуться». То есть опад, органика, которая перегнивая, дает необходимое питание для растений.
На данный момент это тема достаточно спорная и мнений по этому поводу много. Потому что некоторый опад не всегда здоровый, а если говорить о городе, то еще и с содержанием вредных веществ, пыли и т.д. Но в школьных садах ситуация, как правило, получше, чем у оживленных трасс.
Недавно я ходила на субботник в школу к детям. Так как меня там уже знают, то моим инструментом стал секатор. Что я могу сказать… Это не инструмент для работы, он затуплен, срезы рвет, и работа с ним занимает в разы больше времени.
Поговорив с завхозом, узнала, что инструментом пользуются дети. И тут встал вопрос: «Что проще и удобней: научить детей пользоваться хорошим инструментом или часто закупать дешевый, который быстро тупится или ломается?» И, к сожалению, в школах это очень насущный вопрос, на который каждое учреждение отвечает по-своему.
Я считаю, что в школах должен быть качественный инструмент: секаторы, грабли, метлы, сучкорезы, садовые пилы, садовые ножницы (при необходимости).
Помимо того, что через сады мы прививаем у детей любовь к природе и прекрасному, мы можем научить их и обращаться правильно с инструментом в школе. Я думаю, это важно! Когда ребенок дорожит не только своим имуществом, расположенным в пределах его дома, но и казенным.
И здесь хочу добавить, как аргумент, экономическую составляющую. Какие затраты несет школа при покупке некачественного инструмента и как часто должна его покупать по сравнению с качественным, который служит дольше?
Из опыта…секатор из сетевого супермаркета (в пределах 100 рублей) при работе в коттеджном поселке, при больших объемах, сломался за 1 рабочий день. Профессиональный секатор, да он в 30 раз дороже, служит мне уже 3-й год!
– Есть ли программы по школьным садам и конкурсы?
– Насколько мне известно есть!
Однажды я даже была членом жюри по оценке цветников, сделанных детьми из однолетних растений. Лицей имени Веры Волошиной в Наро-Фоминском районе, территорией которого я занимаюсь уже около двух лет, ежегодно отправляет свои работы, проекты, связанные с пришкольной территорией, на конкурсы.
Также есть сейчас фонды, которые помогают школам в реализации их проектов. Но главным условием участия в любых конкурсах и программах конечно на первом месте стоит желание школы изменить свой уклад и свою территорию к лучшему!
(Автор текста и фото: Анастасия Сорокина, профессиональный ландшафтный дизайнер).
Интересна тема? Подпишитесь на персональные новости в Я.ДЗЕН | Pulse.Mail.ru | Я.Новости | Google.Новости.
Сценарий экологической акции «Посади свое дерево»
Цель: формирование экологической культуры и сознания обучающихся, привлечение к природоохранным акциям.
-формирование экологического сознания и мышления;
-воспитание бережного и заботливого отношения к природе и миру в целом;
-развитие творческого интереса и практической деятельности в экологическом направлении.
Оборудование: колонка, ноутбук, стол, удлинитель.
Реквизит: лопата, ведро, вода.
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы собрались в нашем центре детского и юношеского творчества для проведения важного и значимого события, экологической акции «Посади своё дерево».
Эта акция привлекает с каждым годом все больше и больше внимания молодежи, заставляет задуматься каждого человека о глобальной проблеме- сохранности нашей природы. Ведь все что мы с вами сохраним и приумножим, то и достанется нашим будущим поколениям.
Прежде чем мы приступим к посадке дерева-рябины, предлагаем вашему вниманию познакомиться с ней поближе.
Чтец 1: Наш выбор был сделан в пользу рябины, неспроста, это дерево имеет большую историю. В словаре В.И. Даля слово «рябина» значит, « рябой», «пестрый». В народном творчестве является поэтическим символом России, плодородия, благополучия, семейного счастья, сильной и верной любви, а значит и крепкой семьи. Рябина не боится ни засухи, ни мороза живет около 100 лет и плодоносит. Именно в русском фольклоре она известна, как дерево, обладающее сильным характером.
Чтец 2: Вот несколько примет, связанных с рябиной:
Если рябина полностью расцвела, то заморозков больше не будет.
Рябина у крыльца – достаток в доме.
Рябина в огороде – будешь всегда с урожаем.
Чтец 3: Так же рябина обладает бактерицидными свойствами, поэтому является, отличным средством для очищения воды. Охотники, рыболовы и туристы пользуются этим приемом до сих пор: в затхлую воду опускают на два часа ветку рябины с листьями – и вода обеззараживается, становиться пригодной для питья.
Педагог: А сейчас мы приглашаем всех ребят для самой торжественной части нашей акции посадке дерева.
Звучит песня Михаила Боярского «Посадите дерево»
торжественная посадка дерева
Чтец 4: Стихотворение «Посади дерево», автор: Елена Потоцкая
Ты дерево сегодня посади,
Ухаживай за ним, люби, расти.
Весной оно прекрасным новым цветом расцветёт,
Подарит летом тень и от жары спасёт.
Весёлый гомон птиц в густой листве
Откликнется теплом в твоей душе.
Пройдут года и вёсен череда
И с внуком ты придёшь гулять сюда.
И в жизни круговерти, суете,
Оно отрадой станет и тебе, и мне.
Ты дерево сегодня посадил —
Ты целый Мир сегодня сотворил!
Чтец 5: Тонкая рябинушка на севере растет,
Шелестит листочками под окнами, цветет.
На рябинке осенью – красочный наряд.
«Самая красивая», – люди говорят!
А к зиме рябинушка сбросила наряд,
Гроздья ярко-красные на ветвях горят.
Заалели ягоды на рябине тонкой,
Прилетели свиристели и запели звонко:
– Не страшны нам холода, вьюги, да метели.
Сели на рябинушку, ягодок поели!
Чтец 6: Стихотворение «Рябина», автор: Светлана Шишкина
Стройную рябину вижу во дворе,
Изумруд на ветках утром на заре.
Много ягод красных,
Спелых и прекрасных
Гроздьями висят,
Их красив наряд.
Собери на нитку ягод-для души,
Из рябины бусы очень хороши!
Педагог: А для того, чтобы наша рябинка хорошо принялась, ребята подготовили музыкальный сюрприз – песню «Наш край».
Звучит минус песни «Наш край»
Дети исполняют песню «Наш край»
Автор текста (слов): Пришельц А., композитор (музыка): Кабалевский Д.
1.То берёзка, то рябина,
Куст ракиты над рекой.
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
Край родной, навек любимый,
Где найдёшь ещё такой!
Где найдёшь ещё такой!
2.От морей до гор высоких,
Посреди родных широт –
Всё бегут, бегут дороги,
И зовут они вперёд.
Всё бегут, бегут дороги,
И зовут они вперёд.
И зовут они вперёд.
3.Солнцем залиты долины,
И куда ни бросишь взгляд –
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.
Край родной, навек любимый,
Весь цветёт, как вешний сад.
Весь цветёт, как вешний сад.
4.Детство наше золотое,
Всё светлее с каждым днём.
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!
Под счастливою звездою
Мы живём в краю родном!
Мы живём в краю родном!
Педагог: Сегодня мы торжественно посадили на территории нашего центра детского и юношеского творчества свое первое дерево-рябину.
Эта экологическая акция, стала новым шагом для многих ребят, потому что теперь дети понимают, что на самом деле не так сложно озеленять наш город, чтобы он становился лучше и красивее. А еще приятнее принимать самим участие в таких экологически значимых акциях.
Будем надеяться, что посадка первого дерева театральной студией «Мир сказки» станет хорошей традицией и будет продолжаться из года в год и увеличивать количество единомышленников.
Чтец 7: Стихотворение «Творец прекрасного мира», автор: Наталия Горбенко
Проект «От семечка до деревца»
Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Вид проекта: исследовательский, детско- родительский.
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами – деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья – это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Актуальность и социально- экономическая значимость
Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!
Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
Постановка проблемы.
Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Мы исследовали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома, в городе и выяснили, что очень мало растет каштанов и дубов. Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем мы с вами вырастить каштаны и дубочки?» С помощью родителей мы нашли орехи каштана и желуди дуба. У детей появилась возможность посадить свое собственное дерево из семечка и ухаживать за ним.
Цели и задачи проекта
Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.
Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).
Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.
Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.
Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана и дуба.
Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.
Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.
Дети старшей группы, родители, педагог.
Сроки реализации проекта: 1-1,5 месяца.
Этапы реализации проекта
Содержание практической деятельности
1 этап – организационный (1 неделя)
– Изучение методической литературы.
– Подбор справочной, детской художественной литературы.
– Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.
– Изготовление картинок к «Волшебному телевизору» (системный оператор)- дерево.
– Целевая прогулка «Какие деревья растут на территории детского сада?»
– Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о каштане, дубе и других деревьях.
– Беседа с детьми «Что мы знаем о деревьях?» (Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Во время беседы фиксировать ответы и желания детей.)
– Проблемная ситуация: «Сможем мы с вами провести исследование: прорастить орехи каштана и желуди?»
– Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.
– Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.
– Создание игрового материала для организации предметной развивающей среды, сбор плодов дуба, каштана совместно с родителями.
– Оформление листа домашних заданий родителей с детьми.
2 этап – основной (1 месяц)
Н/и «Как зовут тебя деревце», «Почемучка-1» (от семечка до дерева).
Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям».
Беседа «Правила поведения в парке, лесу» (природоохранное поведение).
Составление рассказов о березе, рябине, дубе, каштане с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями).
Составление рассказа по картине «Разве дереву не больно?!»
Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково».
Беседа «Для чего нужны семена?», «Целебные свойства деревьев» (липовый цвет, берёзовые почки и т.д.).
Рассматривание альбома «Деревья».
НОД «Дерево- дом и столовая для животных».
Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом дубочков и каштанов.
Наблюдение за ветками ивы и каштана, поставленных в воду (ведение дневника наблюдений за распусканием листьев).
Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?»
«Для чего корешки?», «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем городе?» (совместно с родителями);
«Свойства древесины». «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста), «Где спрятались семена?».
Просмотр развивающего видео для детей «Как из желудя вырос дуб», «Профессор Карапуз» («Что такое дерево», «Прогулка в парке, лесу», «Лечим дерево»), (совместно с родителями).
Сказки: «Голубой дуб», «Мечта дерева» (карточки из коллекции «Тайны леса»).
Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья», К. Ушинский «Спор деревьев», М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», Г. Г. Кученева «Береза», «Черемуха», «Ива», «Дуб», «Ель», «Сосна», «Рябина» (из книги «От первых цветов до белых снежинок»).
Просмотр мультфильмов «Дерево и кошка» (режиссер Евгений Сивоконь, 1983), «Цветы и деревья» (режиссер Уолт Дисней, 1932), «Лоракс» (2012), «Дерево желаний» (из сериала «Мудрые сказки тетушки Совы»).
Поручение «Полив росточков».
Пересадка укоренившейся веточки каштана в кашпо.
«Экологические знаки» (совместно с родителями).
Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание.
Рисование с натуры «Ветка каштана».
Аппликация с элементами рисования «Красивое дерево» (мозаика), (совместно с родителями).
Лепка коллективная «Могучий дуб» (барельеф).
Русские народные песни «Во поле береза стояла», «На горе-то калина».
«В лесу родилась елочка», слова Р. Кудяшевой, музыка Л. Бекмана.
Пальчиковая гимнастика: «Елка».
П/игры: «Если бы я был деревом…», «Я – дерево-мама», «Раз, два, три- к дереву беги», «Как семечко выросло».
Взаимодействие с родителями и социальными партнерами
– Помочь детям посадить дома орех каштана, желудь дуба.
– Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.
– Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.
– Участие в фотовыставке «Самое красивое дерево около нашего дома».
– Посещение ярмарки саженцев в цветочном магазине, на рынке.
– Сочинение стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми.
3 этап – заключительный (1 неделя)
– Изготовление паспорта дерева.
– Оформление выставки творческих работ: «Ветка каштана», «Красивое дерево», «Могучий дуб».
– Оформление фото выставки «Самое красивое дерево около нашего дома».
– Создание природоохранного знака «Осторожно! Молодые саженцы!».
– Заполненный лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.
– Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать».
Управление и обеспечение проекта
– Н. А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз», 2006.
– Н. Н. Кондратьева «Мы» – программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство- пресс», 2000.
– Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет», Москва, «Олма», 2007.
– О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», Москва, «ТЦ Сфера», 2010.
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.» Москва, «Карапуз», 2010.
Методический материал, имеющийся в детском саду
– Набор карточек «Деревья».
– Дидактический материал «Почемучка-1».
– Демонстрационный материал «Уроки экологии».
– Схема строения дерева «Как дерево дышит, питается и растет».
– Схема для описательного рассказа о деревьях.
– Настольные, дидактические игры, видеоматериал «Как из желудя вырос дуб».
Оценка результатов проекта
Предполагаемые продукты проекта
– Выращенные дубки и каштаны для посадки весной на территории детского сада или около дома.
– Фотовыставка «Самое красивое дерево около нашего дома».
– Книга «Про зеленых друзей» (стихи, загадки, рассказы, сочиненные детьми и родителями).
– Выставка творческих работ.
– Экологический знак «Осторожно! Молодые саженцы!».
– Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.
Критерии и показатели эффективности проекта
Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам
– Знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения.
– Исследовательский интерес к познанию мира живой природы.
– Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.
– Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.
– Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.
Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов
Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.
Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.
Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая дубки, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.
У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.
Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.
При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.
«Время сажать деревья!» Новое видео для классных часов
Ежегодно общая площадь лесов уменьшается на 2%. И причиной тому является вырубка лесов. Это одна из самых распространённых проблем экологии. С уничтожением деревьев в системе биогеоценоза нарушается экологическое равновесие. «Что же делать?» ― спросите вы. Сегодня мы не будем выяснять причины массовой вырубки деревьев. Начнём с себя. Что может сделать каждый из вас для спасения планеты? Каждый из вас может посадить дерево!
Когда лучше сажать деревья ― осенью или весной? Ответить на этот вопрос сложно. Так как нельзя предугадать, приживётся саженец или нет. Всё зависит от внешних условий, погоды, почвы, да и любой саженец, как и всякий живой организм, отличается индивидуальностью. У каждого сезона есть целый набор плюсов и минусов, которые нужно учесть, принимая решение о посадке.
Какие деревья хорошо приживаются при осенней посадке? Осенью можно высаживать зимостойкие сорта яблонь и груш, липу, клён, ясень, ольху, иву.
Какие деревья не рекомендуется высаживать осенью? Так, осенью настоятельно не рекомендуется высаживать незимостойкие сорта груши, яблони, сливы, вишни, облепихи и других древесных садовых растений. А также посадку декоративно-лиственных деревьев с мало разветвлённой стержневой корневой системой — дуба, берёзы, каштана — тоже желательно производить весной. Ну и, само собой, будет ошибкой высадить осенью в северных районах те саженцы, которые привезли из более южных климатических зон — они просто не переживут несвойственных их родине морозов.
Каковы сроки осенней посадки? Главное правило посадки ― она должна проводиться в период покоя. Весной ― это время от оттаивания почвы до начала активного сокодвижения, а осенью ― после листопада, во время подготовки к зимнему сну. Второй период покоя длится дольше, и это уже очко в пользу осенней посадки.
Если вы купили на посадку «красивое деревце» с листьями, то рискуете получить не только невызревший, но ещё и пересушенный саженец, потому как основная потеря влаги идёт именно через листовую пластину.
Посадка деревьев осенью имеет свои особенности. Для неё лучше выбирать одно-, двулетние саженцы с вызревшими побегами ― тогда повышается вероятность того, что растение лучше перенесёт зиму. Побеги саженца по всей длине должны быть одревесневшими, с полностью сформированными почками.
В средней полосе России осеннюю посадку проводят с середины сентября до середины октября. В северных районах — с начала сентября до начала октября. А в южных — с октября и до середины ноября. Ну, а вообще сроки диктует погода. Каждый год границы могут «плавать» и существенно отличаться от сроков предыдущих лет. Были годы, когда можно было высаживать деревья и до последних чисел ноября.
Итак, прежде, чем посадить дерево, необходимо учесть правильность выбранного места. Учтите то, что дерево будет расти и давать тень. Его ветви могут задеть линию электропередачи. При посадке деревьев и кустарников в саду следует подумать, будет ли взрослым экземплярам достаточно места, чтобы хорошо расти, и не будут ли они в будущем представлять угрозу для вашего дома. Деревья не должны быть посажены прямо возле забора, так как через несколько лет, когда они вырастут, их ветви могут быть согнуты забором, а фундамент может повредить их корни.
Расстояние от стволов высокорослых деревьев должно составлять 4 м. От стволов среднерослых деревьев ― 3 м. От кустарников ― 1. От жилого строения или дома ― 3 м. От других построек ― 1 м.
Что необходимо для посадки дерева? В первую очередь это саженец, ведро с водой, удобрения, если вы сажаете плодовое дерево, лопата, колышек для опоры, верёвка и, конечно же, хорошее настроение!
Как правильно подготовить посадочную яму? Размеры посадочных ям должны соответствовать особенностям корневых систем растений. Штыковой лопатой прорезается дернина ― верхний слой почвы по периметру будущей ямы, который для деревьев должен быть не менее 1 м. Глубина ямы должна составлять примерно 70−80 см, а диаметр ― не менее 1 м. Верхний плодородный слой почвы снимается вместе с дерниной и складывается с одной стороны ямы. А лежащий под плодородным слоем подстилающий горизонт почвы выкапывается и складывается с другой стороны ямы. Этот слой почвы обычно отличается от верхнего содержанием гумуса (цветом) и механическим составом.
Стенки ямы делаются отвесными, а дно рыхлится на глубину 15−20 см. Заранее подготовленные ямы сразу после выкопки заполняют на одну треть земельной смесью. Плодородный слой почвы с дерниной, сложенный с одной стороны ямы, слегка измельчают лопатой и укладывают на дно.
Если вы сажаете плодовое дерево и хотите, чтобы оно отлично плодоносило, то менее плодородный слой почвы, который был отложен с другой стороны ямы, можно смешать с удобрением. В почве, в которой будут засыпаны корни саженца, не должно быть свежего навоза, так как он может сжечь молодые корни!
В подготовленную яму помещается саженец. Сажают деревце вдвоём. Один человек опускает саженец в яму на нужную глубину, второй расправляет по холмику корни и засыпает их рыхлой землёй. Засыпая яму землёй, нужно слегка встряхнуть саженец, чтобы между корнями и почвой не образовалось пустот.
Если вы сажаете плодовое дерево, необходимо следить, чтобы корневая шейка саженца находилась выше уровня почвы на 5−8 см. В этом случае при осадке почвы в яме она окажется вровень с поверхностью. Корневая шейка саженца ― это место, где корневая система переходит в ствол. Чтобы при усадке корневая шейка саженца не оказалась ниже уровня поверхности почвы, яму засыпают на 15−20 см выше этого уровня.
Не забываем про воду! Заливку нужно продолжать до того момента, пока уровень воды не установится на 2/3 глубины посадочной ямы, после чего яма окончательно засыпается сухой земельной смесью. В заключение вокруг кольцевого валика формируют посадочный холмик, который будет задерживать воду в прикорневой зоне во время поливов.
В местах естественного произрастания деревья удерживаются в почве за счёт корней, которые плотно охватывают большой объём почвенного пространства. Саженцы лишены такой опоры, поэтому после посадки они нуждаются в закреплении.
Укрепление посадок производится с помощью опор. Опорой может служить кол, который устанавливают на расстоянии 10−30 см от стебля саженца с южной стороны. К нему подвязывают деревце тканевой лентой в двух местах (восьмёркой). Верёвку для подвязывания лучше всего использовать эластичную. Длину кольев рассчитывают так, чтобы они хотя бы на 50 см уходили в землю, а по высоте не доходили 10−25 см до основания кроны саженца.
Для чего вообще нужно сажать деревья? Деревья ― многофункциональные растения нашей планеты, ведь они не только снабжают мир кислородом и потребляют вредные вещества (тяжёлые металлы, которые выбрасывают в атмосферу автомобили). Они спасают нас от солнцепёка и пыли, а хвойные вообще способны нейтрализовать вредные микробы.
Сад памяти: Столичные школьники вместе с родителями посадили саженцы
НУР-СУЛТАН. КАЗИНФОРМ – В доброй экологической акции «Сад памяти» приняли сегодня участие учащиеся столичного школы-лицея №59. В рамках экологического месячника «Киелі табиғат» на территории школы дети с родителями посадили саженцы деревьев, передает корреспондент МИА «Казинформ».
«Наш сын Алиби в этом году оканчивает 11 класс. Сегодня пришли посадить дерево в память о выпускниках, а также в преддверии Дня семьи решили показать свою сплоченность. Сегодня проходит торжественное мероприятие, где сплачивается такой коллектив, как семья. Таким образом, мы хотели выразить благодарность нашей школе за полученные знания. Прогуливаясь в будущем возле школы, будем показывать своим внукам, что мы внесли вклад в озеленение школьной территории. Мы недавно перевелись в эту школу. Поэтому в первый раз принимаем участие в акции», – рассказали родители Алиби Айна и Кайырболат Куспековы.
С самого рождения они прививают своим детям главные ценности: любить семью, Родину и беречь окружающую среду. «С помощью таких мероприятий на деле демонстрируем то, о чем постоянно говорим детям. Стоит дальше проводить такие акции. Родина начинается с семьи. А уже затем любить друзей, окружающую среду, Родину», – добавила Айна Куспекова.
По словам руководителя общественного фонда «Ең бақытты ел» Камили Сулейменовой, акция проходит в рамках проекта «Институционализация мер по укреплению семейных ценностей среди молодежи, как символ укрепления семейных ценностей.
«На территории школы-лицея №59 проводим акцию «Посади семейное дерево». Идея в том, чтобы семьи вместе посадили дерево, как символ крепости, дружбы и сплоченности. Данная акция проходит по всему Казахстану, нас поддерживают многие школы, колледжи, акиматы. С 15 мая организуем подобную акцию совместно с алматинским акиматом. В южных регионах уже прошло такое мероприятие. На территории этой школы посадили более 20 саженцев», – отметила Камиля Сулейменова.
В ходе мероприятия она объяснила, почему семейные ценности прививаются через посадку деревьев.
«Есть такое выражение: мужчина должен посадить дерево, построить дом, вырастить детей. Как одна из таких небольших традиций – посадка деревьев прививает детям заботу об окружающей среде, а также дает возможность семье проводить время вместе, не просто посмотрев фильм, а сплоченно посадить дерево, помогать друг другу. Дерево выступает объединяющим фактором», – подчеркнула организатор проекта.
Она отметила, что сейчас проводятся разные мероприятия по озеленению городов.
«Наша деятельность больше направлена на возрождение и укрепление семейных традиций. К тому же, помогаем озеленить города. Мы будем рады, если во всех регионах Казахстана зацветут семейные аллеи, так будут преображаться города», – добавила руководитель общественного фонда «Ең бақытты ел» Камиля Сулейменова.
Самый юный защитник природы – 9 летний Бейбарыс Муслим сегодня тоже посадил дерево на территории родной школы.
«Я буду учить своих младших сестер и братьев тому, чтобы они оберегали природу. Этот праздник должен запомниться всему миру, как лучший праздник сплоченности и дружбы в семье. Семья – такой круг, как любовь, только чувствуешь эту любовь по-другому. Сегодня с родителями мы посадили дерево. Я первый раз посадил дерево. Буду теперь ухаживать за этим деревом. Папа учит меня беречь окружающую среду. Хочу, чтобы все ученики следили за посаженными деревьями и не загрязняли природу», – поделился ощущениями после первого посаженного саженца ученик 3 класса Бейбарыс Муслим.
В школе-лицее №59 акция проходит не первый год. По словам преподавателей, каждый раз количество семей-участников увеличивается.
«Родители очень активно участвуют в подобных акциях. Приходят с удовольствием, приглашают своих деток, сажают деревья. Даже со стороны если посмотреть, мы видим хорошую и добрую картину: родители учат ребенка правильно посадить дерево. Семейные отношения и ценности укрепляются. Дети дальше сами будут следить за саженцами, поливать их и смотреть, как будет расти дерево», – отметила учитель казахского языка, педагог-организатор Салтанат Жолжаксинова.
Хвойные растения – один из самых распространенных вариантов облагораживания территорий вокруг зданий общественного пользования. И это не случайно. Они не только стоят зелеными круглый год, но и обладают антимикробными свойствами. Подумайте над возможностью разместить деревья ели обыкновенной или колючей, а может быть лиственницы сибирской на наиболее подходящих для них участках вашего образовательного учреждения.