Изготовление скульптур из гипса

Если слепок не извлекается, можно слегка постучать по форме резиновым молоточком, также можно вставить лезвие ножа в щель между формой и слепком и легко постучать по лезвию. В крайнем случае форму придется отбить по частям, чтобы освободить слепок.

Методическая разработка “Отливка из гипса на занятиях скульптурой”

Современное общество заинтересовано в воспитании самостоятельной творческой личности, имеющей целостный взгляд на мир, стремящейся к самообразованию и инновационной деятельности. Дисциплины художественного цикла обладают огромным потенциалом в этом направлении. В частности, занятия лепкой и скульптурой позволяют затронуть широкий круг вопросов: историю мировой культуры, многообразие художественных материалов, способов их обработки и путей применения в современной жизни и искусстве, способствуют созданию условий для формирования компетенций учащихся.

В представленной методической разработке я предлагаю адаптированную к условиям учреждений дополнительного образования технологию отливки из гипса рельефного панно, которая не требует специального оборудования и дорогостоящих материалов. Занятия по отливке из гипса могут быть включены в тематический план предмета «скульптура». Результативность данной методики подтверждена многолетним опытом применения на базе школы искусств и высокими результатами участия детей в конкурсах и фестивалях различного уровня.

Гипс – классический скульптурный материал, экологичный, имеющий очень красивую и благородную поверхность и позволяющий создавать изделия высокого художественного уровня. При этом в школьной практике по сравнению с глиной и пластилином он применяется достаточно редко. Поэтому работа с гипсом ставит учащихся в нестандартную ситуацию, побуждая по-новому решать творческие задачи. Отливка расширяет представление учащихся о способах работы с объемом (на практике учащиеся чаще сталкиваются с ваянием и лепкой), что способствует более глубокому развитию образно-пластического, пространственного мышления, дает более полное представление о предмете «скульптура». Перевод скульптуры из глины или пластилина в гипс как более долговечный материал вызывает у учащихся большой интерес, знакомит с профессиональным подходом к скульптуре.

Таким образом, перед педагогом открываются большие возможности для формирования профессиональной компетентности учащихся как совокупности интеллектуальных, навыковых составляющих и личностных качеств.

Цель работы: познакомить с методикой создания рельефного панно из гипса на занятиях скульптурой.

Читайте также:
Как использовать фитоспорин для комнатных растений

Задачи:

  • познакомить с технологией отливки гипсового рельефа;
  • дать методические рекомендации по организации занятий.

Характеристики материала

Гипс является самым подходящим материалом, поскольку он обладает связывающими свойствами. Это осадочный сульфатный минерал, встречающийся повсеместно. По структурным характеристикам различают два вида гипса: волокнистый и зернистый. Его уже давно используют в строительстве. Одаренные скульпторы издавна занимались изготовлением фигур из этого материала. Не так давно его свойства оценили и современные мастера. Теперь фигуры из гипса стали очень популярны и заняли свое место в усадьбах и на дачных участках многих владельцев. Еще гипс является довольно практичным материалом. Если изделия армировать и покрыть еще и качественной краской, то они станут настоящей достопримечательностью вашего дома.

Садовые фигуры из гипса своими руками

Технология изготовления скульптуры

Скульптурный гипсовый бюст

Ведение скульптурных работ осуществляется с помощью аналогичных способов и приёмов, что и выполнение лепного декора. От первого этапа – эскиза, художник переходит к лепке модели в пластилине или глине. Материал выбирается исходя из размеров произведения и особенностей его деталировки.

  • Если скульптура небольшая, то предпочтительнее использовать специальный пластилин, так как он позволяет добиться более точной деталировки. Удобство ещё и в том, что в отличии от глины, пластилин не высыхает и его не надо постоянно смачивать водой, укрывая на время перерывов в работе мокрыми тряпками и плёнкой.
  • При большом размере произведения уместнее использовать глину для материала изготовления модели. С пластилином здесь работать становится сложнее из-за его более плотной и твёрдой структуры.

После окончания работы с пластилиновой или глиняной моделью начинается работа форматора по “снятию” силиконовой или гипсовой формы. В готовую форму заливается гипсовый раствор и после его затвердевания отливка вынимается. После выемки из формы отливка дорабатывается. Если скульптура нужна только в одном экземпляре, то эта обработанная гипсовая отливка после обработки и будет являться окончательным изделием.

При необходимости создания копий нескольких скульптурных произведений, отливке их в бетоне, бронзе или другом материале, первая обработанная отливка будет являться моделью, с которой изготавливается чистовая силиконовая форма. По этой силиконовой форме и выполняется изготовление необходимое количество экземпляров бюстов, фигурок, статуэток, сувениров или других предметов.

Читайте также:
Как жарить грибы на сковороде шампиньоны

Когда камень оживает: техника создания скульптуры от гипса к камню

Когда камень оживает: техника создания скульптуры от гипса к камню

Гипсовые составы и каменные глыбы – наиболее востребованный материал среди скульпторов на протяжении многих веков. Гипс пластичен и податлив. Работая с ним, можно создавать тонкие и изящные творения. Именно поэтому гипсовые изваяния всегда предшествуют их воплощению в камне. Гипсовая скульптура в итоге лежит в основе любого скульптурного творения, вне зависимости от материала, размеров и назначения.

Излюбленными каменными материалами великих скульпторов на протяжении всей истории были прочный обсидиан, черный и ярко-зеленый базальт, красный порфир, хрупкий алебастр, мягкий и податливый известняк, благородный мрамор. Благодаря предварительному созданию гипсовых прототипов, умелые руки скульпторов поистине оживляли каменные глыбы, превращая их в динамичные произведения искусства.

Типы скульптуры

Виды скульптур из гипса и природного камня эксперты дифференцируют по таким группам:

  • округлая скульптура – включает различные статуи, бюсты, статуэтки. Они расположены в свободном пространстве, легко поддаются визуальной оценке со всех сторон;
  • рельеф – скульптура, расположенная на плоскости; – фигура, создаваемая на плоскости, контуры которой выступают над основанием;
  • горельеф – скульптура на плоскости, контуры которой выступают над основанием более чем наполовину;
  • контррельеф – фигура, вогнутая в основу-плоскость.

В зависимости от назначения, изваяния группируют на:

  • монументальные фигуры – создаются в знак уважения или почтения исторических событий, подвигов, достижений;
  • декоративная скульптура – предназначена для украшения жилых домов, муниципальных зданий, сооружений общественной инфраструктуры, парков, скверов, ботанических садов и т.д.;
  • станковые фигуры используются в качестве выставочных экземпляров, иногда для оформления жилых интерьеров;
  • малая скульптура предназначена для украшения жилых помещений.

В зависимости от вида скульптурного изваяния выбирают техники его создания.

Как «оживить» скульптуру?

Во времена процветания эпохи греческой скульптуры популярным способом творения скульптур считался метод четырехгранника. Выполненные в такой технике статуи и фигуры наделялись прямой, абсолютно неподвижной позой без малейших поворотов и намеков на движение. Это заставило художников начать поиски способов «оживления» скульптуры, придания ей энергичности и динамики. С этого времени начинается эпоха пластического движения в скульптуре, которая актуальна для всех современных техник творения.

Читайте также:
Выбираем синие цветы для дачной клумбы

Движение для скульптуры – это ее определенное положение в пространстве, будоражащее воображение, побуждающее к действию. Скульптурная композиция не изображает объект природы, человека или животное, а создает его заново. Именно ансамбль контуров, вогнутостей и выпуклостей создает визуальный эффект совершения определенного движения в конкретный момент времени. Трехмерное изображение энергии и динамики изваяний заставляет не только созерцать, а переживать, повторять скульптурную моторику.

Как «оживить» скульптуру?

Фото: источник

В процессе решения проблемы движения в скульптурном искусстве важно учитывать два главных момента:

  • наиболее правдоподобно и убедительно выглядит бессюжетное движение, в котором нет драматизма, эпичности, пафоса;
  • выполнять пластическую функцию должен каждый скульптурный элемент. Мелкие детали и части концепции не должны быть слишком броскими, привлекать внимание зрителя на себя, оставляя пластическую моторику скульптуры без должной оценки.

Для разных эпох развития искусства присущи индивидуальные виды пластического движения и способы его выражения. Например, скульптурная динамика ХІХ века заключалась в изображении импульсивного, незаконченного движения. Для имитации такого эффекта скульпторы применяли определенные техники:

  • Умалчивание – поверхность изваяния обрабатывается настолько мягко, что формируется визуальный эффект расплывчатости. Затуманенными кажутся не только скульптурные композиции, но и пространство, которое их окружает.
  • Дрема – скульптура остается заключенной в каменной глыбе, из которой ее высекали. Кажется, что статуя дремлет в ожидании свободы, исполнения мечты.
  • Пластический фрагмент – основная динамика заключена в одном скульптурном элементе. Яркий пример – «шагающие» статуи. Именно шаг концентрирует в себе всю экспрессию, динамизм, недвусмысленное восприятие процесса. Такая техника позволяет освободить пластическое движение от лишних фантазий и неуместных ассоциаций.

Техника создания скульптуры: от гипса к камню

Успешные мастера и скульпторы начинают свою работу всегда с создания гипсового прототипа. Такой способ пластической работы предполагает создание орнаментов и узоров на плоскости. Только после долгой и кропотливой работы с гипсовой смесью автор переходит к камню. Для начала скульптору необходимо почувствовать форму камня, его твердость, сопротивляемость обработке, научиться правильно использовать инструменты.

Для обработки камня в технике простых скульптурных форм необходимы шпунт, троянка и киянка. Шпунт используется для скалывания каменных частиц. Троянка применяется для срезывания каменных пластов. Киянка – молоток, удар которого приводит в действие шпунт и троянку. Размеры и технические характеристики инструментов определяются породой камня, его свойствами.

Читайте также:
Виноград чернеют листья основные болезни

Техника создания скульптуры

Фото: источник

Техника пунктира

До начала работы с каменной глыбой мастера создают гипсовый аналог будущего творения. Фигуру из гипса покрывают пунктирными линиями, которые впоследствии переносятся на каменный материал. Для переноса пунктира используют самые простые инструменты: линейку, циркуль, отвес. Пунктирные линии также могут пересекаться, создавая так называемую пунктирную рамку.

Когда пунктирный чертеж перенесен на объект обработки, творец может приступать к отсеканию от глыбы лишних частей. Ненужный материал отсекается при помощи резца, долота, молотов различного размера. Использование такой техники создания скульптуры позволяет немного разгрузить мастера, поскольку отсекание лишнего материала по пунктирной линии можно доверить помощникам или ученикам.

Техника «Три циркуля»

Технология перенесения габаритов тремя циркулями применяется для создания круглого вида скульптуры. Основными рабочими инструментами становятся 3 кронциркуля. Причем один из них должен иметь прямую ножку. При помощи кронциркулей на гипсовой модели для копирования расставляют маяки. Маяк – визуально заметная точка на наиболее выступающей поверхности. Как правило, две из них располагаются по бокам модели, а последняя – на темени.

Эта техника позволяет максимально приблизить размеры заготовки к планируемым габаритам изваяния. Когда размерные параметры модели соответствуют установленным габаритам, на каменной глыбе отмечают центр-маяк. Путем проведения линий через наиболее выступающие поверхности устанавливают остальные точки-маяки.

Следующий этап – оценка правильности проведения опиловки каменного материала. При помощи кронциркулей измеряют расстояния между точками-маяками на модели и каменном материале. Если перенесение габаритов выполнено правильно, то ножки циркулей сойдутся в одной точке. В противном случае материал требует дополнительной обработки и проведения более точных измерений.

Техника «Резьба по камню»

Работа в данной технике начинается с создания эскиза будущей скульптуры. На этом этапе очень важно проработать детали будущего образа, чтобы придать изваянию нужные черты характера, эмоции, максимально точно реализовать задумку автора. Далее прорисованный эскиз получает материальное воплощение. Зачастую для этого используется обычный пластичный гипс. Создание объемной модели позволяет оценить, насколько точно перенесен замысел автора, скорректировать огрехи, внести сюжетные изменения.

На следующем этапе творец должен выбрать породу камня для будущей скульптуры. Вид камня зависит от многих факторов: цветовой гаммы, пластичности, твердости, фактурности, творческих предпочтений автора. Все это важно при выборе каменного материала, поскольку определяет художественную ценность и эффект от визуального восприятия скульптуры. Если мастер планирует использовать несколько видов камней, то выбрать конкретные материалы необходимо именно на этом этапе.

Читайте также:
Грибы лисички: +25 фото, где растут, какого цвета, почему так названы и описание?

Следующий шаг – придание первичной формы каменному материалу. Для этого используют автоматическую пилу с крупными зубьями. Итогом работы является создание всех ключевых деталей скульптурного изваяния. Например, черты лица, контуры конкретного животного, четкая форма заданного объекта.

Самый сложный и кропотливый этап выполнения скульптуры в технике резьбы – проработка мельчайших деталей для придания правдоподобности. Например, прорисовка шерсти животного, морщин на лице, складочек на одежде и других трудоемких элементов. Этот этап требует максимальной сосредоточенности, терпеливости и усидчивости для достижения великолепного результата. Проработка мельчайших элементов выполняется с помощью специальной техники – бормашины с набором алмазных буров различной формы и размера.

Финальным шагом становится шлифовка скульптуры. Для придания зеркального блеска поверхности изваяния профессионалы используют шлифовальные станки и абразивную пасту. Этот процесс обеспечивает великолепный визуальный эффект, заставляя лучи света создавать поразительные миражи и очертания.

Гипсовая скульптура и лепка – фундамент для создания любого скульптурного шедевра. Все работы великих мастеров, дошедшие до наших дней в мраморе и граните, первоначально были созданы авторами в гипсовом воплощении.

Эффектные идеи садовых поделок

Если кролики, гномы и грибочки для вас – банальные игрушки, то не проблема. В ландшафтном дизайне есть бесчисленное множество решений для любителей удивлять своих гостей. Желательно, конечно, чтобы садовые фигурки из гипса вызывали позитивные эмоции. Вот топ-3 ультрасовременных скульптур, пару из которых можно сделать самостоятельно.

Цветущая голова

Даже если вы – никудышный скульптор, вам по силам соорудить контейнеры в виде голов из абстрактного направления современного искусства.

Для этого берётся пластиковая ёмкость, обклеивается кусочками пенопласта в виде лба, носа и губ в соответствующих местах и помещается под армирующую сетку. Далее очертания лица покрываются раствором цемента. В ходе работы в него лучше добавлять гипс (по ложке в ладонь).

Если вы предпочитаете нежные лица в классическом стиле, используйте большую куклу для шаблона. Обрежьте верхнюю часть её головы. Покрасьте заготовку 3 раза: тёмно-серой, светлой и очень светлой краской. Каждый слой наносите после высыхания предыдущего. Так фигура приобретёт нужную текстуру. Цветник делается легко. Буйная растительность в нём послужит кукле роскошной шевелюрой!

Читайте также:
Виноград "Эталон: описание сорта, фото, отзывы

Ажурный шар

Похожий на клубок из нитей, такой шар – стильный аксессуар, универсальное украшение любого сада. Делается он так: из песка и цемента в соотношении 1: 1 замешивается густой раствор. В него помещается длинная верёвка. Тем временем надувается круглый воздушный шар. Он помещается на ведро и равномерно обматывается «цементной» верёвкой. После застывания серой массы шар протыкается иглой.

«Выплывающие» скульптуры

Если на участке есть небольшой водоём, то эффектно будет смотреться появляющаяся из зарослей его берегов крупная фигура. Это может быть длинноволосая русалка, бегемот или слон. Изюминка скульптуры в том, что над землёй возвышается только верхняя её часть, остальное отсутствует, создавая иллюзию нахождения в воде. Фигуры могут выходить и из-под земли. Органичны в этом плане – крот, человек, выбирающийся оттуда с мучительной гримасой или гигантская ладонь.

Такие скульптуры сложны, так как пребывание их в движении передаётся посредством мельчайших деталей. По этой причине здесь используют только гипс. Для воплощения данной идеи лучше привлечь профессионалов.

Шаг 4 – Декорируем поделку

Обычная серая фигурка не украсит ваш сад, поэтому лучше ее основательно раскрасить. Поискать вдохновения и идей можно среди фотографий поделок из гипса.

Перед нанесением краски изделие грунтуется столярным клеем или ПВА, а после покрывается лаком для защиты от дождя, ветра, снега, солнечного света и других внешних воздействий.

Несколько способов приготовления гипсового раствора

Раствор после приготовления затвердевает быстро. Это является как его достоинством, так и недостатком. Плюс: уменьшается время на изготовление поделок, минус — можно не успеть сделать изделие. Также есть еще один отрицательный момент: хрупкость. Нужно быть крайне осторожным при транспортировке фигурки, чтобы не расколоть.

При изготовлении скульптур из гипса очень важно правильно приготовить раствор. Способов много, рассмотрим самые популярные.

  1. Гипс добавить в воду в пропорции 7 к 10. Тщательно перемешать и внести 2 ст.л. клея ПВА. Благодаря этому компоненту смесь будет более эластичной.
  2. Гипс смешать с водой (6 к 10). После перемешивания внести 1 часть гашеной извести. Это сделает смесь пластичной, а скульптуры после засыхания более твердыми и прочными.
Читайте также:
Земля под грядки

Более сложный процесс пошагово:

  • Развести в воде 1-2 баночки гуаши.
  • Тщательно перемешать до полного растворения краски.
  • Всыпать в окрашенную воду гипс, постепенно помешивая (10 к 6 или 10 к 7).
  • Перемешать до однородной массы, похожей на тесто для блинов. Внимательно следить, чтобы не возникло пузырей.
  • Гипс добавляется в воду, а не наоборот. Это помогает избежать пыли.

Объемные фигуры из гипса от Производителя

Гипсовые фигуры человека и животных часто используют для создания элегантной обстановки в больших помещениях. Они помогают расставить акценты в комнате, подчеркнуть стиль интерьера и удовлетворяют извечное стремление человека к прекрасному. Садовые фигуры также несут в себе эстетическую функцию.

Где их купить в Москве? В офисе компании «Русский Пенопласт». Здесь вы можете заказать изготовление классических статуй, мифологических героев или сюрреалистичных персонажей. Собственное производство объемных гипсовых фигур (декоративных, геометрических и пр.) позволяет нам обеспечить самые привлекательные условия и цены на гипсовые изделия. А благодаря 20-летнему стажу работы, наши фигуры из гипса смогут детально передать мельчайшие особенности эскиза.

Фигура из гипса воин

Этап 5. Декорирование готовой скульптуры

Обратите внимание! Процедура декорирования в большинстве случаев спонтанна, идеи рождаются непосредственно в процессе. Хотя можно заранее все спланировать и перенести на бумагу. Подробные чертежи не нужны, достаточно будет набросать самые важные моменты.

По окончании изготовления эскиза можно начинать оформление.

Шаг 1. Поверхность гриба расчерчивается карандашом, обозначается все, что вы желаете увидеть на скульптуре.

Шаг 2. Посредством большой иглы или резца по дереву набросок обретает объем.

Рисунку придается объем

Рисунку придается объем

Шаг 3. Специалисты советуют прогрунтовывать скульптуры перед покраской, дабы краска укладывалась лучше. Обычно для этого используют соответствующие грунтовочные смеси, но в отсутствие таковой можно сделать следующий раствор: вода + монтажный клей ПВА в пропорции 2:1.

Грунтовка наносится кисточкой, после чего нужно несколько часов подождать, чтобы материал засох.

Шаг 4. Изделие красится и разрисовывается в соответствии со сделанным ранее рисунком.

Покраска скульптуры

Покраска скульптуры

Шаг 5. После того как краска окончательно высохнет, скульптура покрывается лаком. Лак следует наносить в несколько слоев, при этом недопустимо оставлять неокрашенные участки. После нанесения каждого нового слоя нужно подождать, пока лак полностью высохнет. Все декоративные элементы фиксируются в соответствующих местах посредством влагоустойчивого клея.

Читайте также:
Как обработать семена лука для ускорения всхожести

Садовый гриб готов!

Садовый гриб готов!

Все, гриб готов и вы знаете теперь, как сделать садовую скульптуру своими руками! Можете приступать к украшению своего загородного участка!

Для более детального ознакомления с технологией создания гипсовых фигурок советуем ознакомиться с приведенным ниже тематическим видеоматериалом.

5. Непосредственно работа с гипсом имеет элемент новизны, заставляет творчески подойти к делу. Здесь самостоятельность в работе должна сочетаться с ответственностью за результат, внимательным отношением к рекомендациям преподавателя, касающимся технологии. Разумеется, преподаватель может вмешиваться в творческий процесс, не подавляя самостоятельности, но, имея опыт отливки и учитывая возрастные особенности учащихся, объяснять, почему тот или иной путь решения проблемы будет предпочтительнее.

Этап 4. Формирование площадки-основания для гриба

После застывания гриба необходимо подготовить для него специальное основание.

Шаг 1. Вначале берется чашка, подходящая по форме и объему, которая покрывается пищевой пленкой, как в предыдущем этапе работы. Характерно, что в этом случае вместо пленки может быть использована специальная эмульсия для смазки.

Шаг 2. Замешивается гипс, чашка заполняется. Можно сразу же погрузить в раствор ножку гриба, но House-help.info советует выполнить ее съемной, чтобы было удобнее декорировать скульптуру. С этой целью ножка заворачивается в пленку и лишь после этого погружается в основание.

Шаг 3. Примерно через полчаса ножка вытаскивается. Если планируется декорирование гриба листьями, цветами или фигурками, также выполненными из гипса, то они аналогично заливаются и высыхают в течение необходимого времени.

Примерно через полчаса ножка вытаскивается. Если планируется декорирование гриба листьями, цветами или фигурками, также выполненными из гипса, то они аналогично заливаются и высыхают в течение необходимого времени

Примерно через полчаса ножка вытаскивается. Если планируется декорирование гриба листьями, цветами или фигурками, также выполненными из гипса, то они аналогично заливаются и высыхают в течение необходимого времени

Шаг 4. Готовую скульптуру желательно просушить перед покраской. Для этого изделие ставится на несколько дней в какое-нибудь теплое место.

Ссылка на основную публикацию