Елена Крихта : сады

Этот сад лишён канонов. “Весёлые” рабатки здесь формируются морковью и клубникой (фото 16). Вопреки климатическим ограничениям великолепно развиваются бордюры из тиса ягодного (фото 17,18).

Цветение спасенной «Царицы ночи»

Когда сжались тиски блокады Ленинграда, растения оказались беззащитными – их невозможно было погрузить, вывезти и спрятать в безопасном месте. Но спасали и сберегали уникальную коллекцию все долгие военные годы. Для ученого садовода Николая Ивановича Курнакова цена спасения оказалась самой высокой…

Роскошь Ботанического сада

Заканчивался 1902 год. Николай Курнаков, приехавший в Петербург из Саратовской губернии, как тогда говорили, за лучшей долей, пришел устраиваться в Императорский Ботанический сад учеником садовода. И думал, что надолго здесь не останется. 19-летний Николай был уверен, что со временем для него найдется более увлекательное дело. А вышло так, что богатое растительное царство знаменитого Ботанического сада, его особая атмосфера заворожили, захватили. И задержали навсегда.

От каждого, кто здесь работал, требовалась полная самоотдача. Тяжелой работы Курнаков не страшился, ведь в их деревне Аряш все трудились на земле с раннего детства. Из всех тысяч растений так полюбились ему диковинные для северного края кактусы, что и не считал каждодневный уход за ними работой. Для него это была большая радость – входить каждое утро в пронизанную светом оранжерею.

В начале ХХ века Ботанический сад переживал свой расцвет. Коллекция пополнялась. Но потом случилась Первая мировая война, государству стало невозможно содержать всю роскошь Ботанического сада. А впереди были две революции, Гражданская война, разруха. Наводнение 1924 года. И гигантские потери. Тогда казалось, что удивительному зеленому островку, ставшему частью культурного наследия города, нанесен непоправимый ущерб. Переживали все – от заведующего до ученика. Ситуация начала выправляться только в середине 20-х годов.

Николай Курнаков, ставший главным хранителем коллекции кактусов и суккулентов, долгие годы занимался восстановлением фонда: не все его подопечные выдержали испытания лихолетьем. Но многие редкие виды кактусов удалось вырастить из заграничных семян. Это было сродни чуду!

В 1938 году в «Трудах Ботанического института Азербайджанского филиала Академии наук СССР» появилась первая статья Николая Ивановича «Кактусы и их культура в комнатных условиях», написанная в соавторстве с известным ленинградским ученым Всеволодом Дьяконовым. Коллеги считали работу основой для серьезного научного труда. Для профессиональных кактусоводов и любителей этих растений статья сразу стала раритетом – сборник вышел в свет малым тиражом.

Николай Иванович продолжал работать над будущей книгой, кропотливо изучал тонкости агротехники своих любимцев, их болезни, способы размножения. Никто не предполагал, что совсем скоро город и Ботанический сад ждет еще один экзамен. Самый страшный.

Колючее хозяйство на линии фронта

Ноябрьскую ночь 1941 года запомнили все сотрудники ленинградского Ботанического сада. Тяжелый фугас угодил тогда в большую пальмовую оранжерею, уничтожил ее и задел соседние – тропическую и кактусовую. Безжалостный мороз – а на улице было минус 15 – тут же начал уничтожать живую зелень. К разрушенным конструкциям сразу пришли сотрудники – почти все они жили в деревянных домах на территории сада, построенных для садоводов еще до революции. Обессиленным людям было нелегко двигаться, они с трудом держались на ногах, но спешно начали перетаскивать горшки и кадки в уцелевшее помещение. Так началось спасение народного достояния, длившееся всю войну…

7-15-3480.jpg
Главный бриллиант коллекции Ботанического
сада – кактус «Царица ночи» в фазе цветения.
Фотографии предоставлены
Культурно-просветительским центром
Ботанического института РАН

Только за первые военные осень и зиму в Ботанический сад попало не меньше полусотни мощных зажигательных бомб. Рядом с ним находился штаб командующего Балтийским флотом Владимира Трибуца, этот объект был под постоянным прицелом вражеских летчиков. Снаряды разрушили почти все оранжереи (из 28 уцелели только две). А в них находилось больше 6400 редких видов теплолюбивых растений. «Растенья в Ботаническом саду чернели, словно в Дантовом аду», – писала поэтесса Вера Инбер.

Читайте также:
Гибискус китайский

Спасательные работы не прекращались: сотрудники делали все возможное, чтобы сберечь достояние города. Горожане считали сад символом Ленинграда – так же как Эрмитаж или Медного всадника. И поэтому у специалистов Ботанического сада была своя линия фронта. Они полагали, что обязаны сохранить красоту для будущих поколений.

С части погибших растений собирали споры, где-то семена, и через короткое время начались попытки восстановить былое богатство. А те растения, что погибли, помогали выжить сотрудникам – заведующий в то время Ботаническим садом Сергей Соколов писал: «…мы научились готовить листья замерзших агав и стеблей кактусов, которые и были съедены очень быстро дружной семьей еле живых садоводов».

Николай Курнаков понимал, что создать нужный микроклимат растениям проще в маленьком помещении. И в свою крохотную квартирку перенес десятки горшков с любимыми кактусами и суккулентами. Около 60 трихоцереусов, 55 гимнокалициумов, 48 цереусов и других питомцев заняли все пространство – стояли на полу, подоконниках, столе, под кроватью. У Николая Ивановича и его супруги в конце концов осталась только одна узенькая тропинка для передвижения по комнате.

Кактусы считаются не очень требовательными растениями, но своевольны: без подходящих условий не будут расти, цвести. И Николай Иванович фактически не отходил от колючего хозяйства. Залечивал нанесенные холодами раны, начал размножать уцелевшие экземпляры. Работа помогала гнать мысли о голоде, заглушала боль потерь.

Николаю Ивановичу удалось выходить главный бриллиант коллекции – кактус «Царица ночи». Этот кактус-лиану из рода Селеницереус привезли в Ботанический сад с берегов Карибского моря еще в 20-х годах XIX столетия. Старейшина расцветал диковинными благоухающими цветами только раз в году – ночью и всего на несколько часов. Этого события ждал весь город.

«Для меня это будет предательством»

«Николай Иванович смог сберечь еще одну редкость – молочай, который находился в саду с 1876 года, – рассказывает научный сотрудник Ботанического института Российской академии наук Мария Ярославцева. – О том, как садоводы выхаживали растения, Николай Курнаков подробно описал в своей статье, написанной во время блокады. Ценой невероятных усилий удалось спасти около тысячи теплолюбивых».

В 1942 году истощенных сотрудников Ботанического сада начали эвакуировать из Ленинграда. Николаю Ивановичу предлагали уехать несколько раз. Он всякий раз отказывался и говорил: «Я был с кактусами 40 лет и бросить их не могу. Для меня это будет предательством».

В декабре 1943 года Николай Курнаков отметил 60-летие. Ему торжественно вручили орден Трудового Красного Знамени. Он очень радовался, что дожил до счастливого январского дня 1944 года, когда Ленинград был полностью освобожден от блокады. А вскоре ушел из жизни: организм после истощения восстановиться не смог.

В 1945 году была опубликована книга большого ученого, тогдашнего заведующего Ботаническим садом Николая Шипчинского, в предисловии которой автор особо подчеркнул, что этот труд был создан при постоянном консультировании Николаем Курнаковым. Глава «Кактусы» в этом издании – это переработанная статья Курнакова и Дьяконова. В начале 50-х годов Ленинградский государственный университет издал эту совместную работу двух ученых отдельной книгой.

А для пополнения коллекции сотрудники института после войны обращались в ботанические сады всего Советского Союза и других стран. Только к началу нулевых годов наследие Ботанического сада стало таким же полноценным, каким оно было до войны. Сегодня оранжерейная коллекция насчитывает более 13 000 таксонов; большая их часть – это семена, привезенные в Ленинград из естественных мест обитания, а также в результате обмена семенами и растениями между садами. Всего в Ботаническом саду Санкт-Петербурга сегодня 80 тыс. растений.

Читайте также:
Запасливые мышки, живущие колониями — Полевки-экономки

…Возле горки с лесными кактусами Ботанического сада Петра Великого (сегодня сад носит его имя) уже в наше время была установлена памятная табличка. Возле нее – портреты сотрудников, благодаря которым мы сегодня можем любоваться спасенной и непокоренной красотой. В центре – фотография ученого-садовода Николая Курнакова.

А «Царица ночи» и сейчас считается одной из главных достопримечательностей сада. О дне ее цветения сообщается во всех средствах массовой информации города. Чтобы увидеть нежные цветы этого необыкновенного растения, люди готовы стоять в очереди часами. n

Елена Крихта : сады

Каждая садовая история для ландшафтного дизайнера уникальна. Так и в этом случае. Этот проект помог мне в понимании очень многих проблем в создании устойчивой, а следовательно и надежной экосистемы сада. Принципы ее создания могут быть перенесены в любую климатическую зону, а результат – порадует самого искушенного заказчика. Впервые я сюда попала в 2006 году. Ну что сказать – Крым! Я полагала, что смогу использовать здесь бесконечное количество комбинаций разнообразных растений, а оказалось, что я сильно ошибалась и местные садовые центры в моем стремлении реализовать мои принципы создания устойчивого и надежного сада мне мало чем могут помочь.

Начнем с того, что климатические условия Крыма очень разнообразны. Прежде всего мне достался участок площадью около 50 соток, в 30 км от Евпатории, то есть в степной зоне, да еще и на берегу моря. Жарко – да! Температура почвы может достигать 50 градусов, а следовательно многие растения с поверхностной корневой системой здесь чувствуют себя плохо. Зимой может быть 20 градусов мороза, сильные соленые ветра круглогодично. Ветер забрасывает грунт на балконы, крыши, кроме того близкое стояние соленых грунтовых вод. Погода полная контрастов! Я приехала на майские праздники с купальником, а была метель! Но были и преимущества. Прежде всего, опыт озеленителей с соседних участков, которые были почти завершены. Поэтому я наблюдала за «летающими» кипарисами, которые не могли удержать никакие крепления, быстро и безнадежно сохнущий газон и т.д. Второе преимущество – перепады уровней, что позволило в дальнейшем более эффектно обыграть пространство сада.

Какие функции должно было выполнять пространство сада? Первое, как во всех зонах с жарким климатом — все основные передвижения вокруг дома должны притеняться. Для этого была выстроена галерея вдоль стены дома завитая разнообразными сортами винограда. Так как кисти попадали в эффектное контражурное освещение, то на галерею были высажены сорта винограда с разным цветом плодов – розовым, зеленым, пурпурным и т.д.

Второе — наличие многофункциональной зоны отдыха вблизи выхода в сад. Это значит — наличие камерной зоны патио-барбекю с расширенной зоной притенки, бассейном, душем, разными зелеными комнатами, фонтанчиком и в то же время необходимостью выделить в этой зоне помещение для садовника и садового инвентаря. Основная зона отдыха отсечена от пространства сада перголами, завитыми сортовым виноградом, плетистыми розами, кампсисом и живой изгородью из можжевельника Скай Рокет, скомбинированного с бордюром из бирючины золотистой.

Третье – газону нет! И поэтому на всем пространстве сада газоном было застелено всего 2 сотки в некотором притенении. Все остальное – галька, выполняющая роль мульчи и почвопокровные растения, в качестве которых на горизонтали были использованы можжевельники, кизильник горизонтальный, жасмин, шалфеи, тимъяны, лаванда, очитки, мелкие злаки, и т.д. Вертикальные поверхности декорировали виноград Вича и сортовой, горец бальчжуанский, пираканта, кампсис, плющ, и пр.
Так некоторый анализ возможностей растений, их морфологии позволил подобрать надежные их комбинации.

Экзамен на зрелость

В этом саду что-то не так. Приблизительно с такого признания началось наше общение с хозяйкой двенадцатилетнего сада площадью около 1 га на берегу водохранилища.

Читайте также:
Выращивание клубники без химии: описание процесса, видео, фото

Огромная терраса позади дома — любимое место обитания хозяев. Отсюда взору открывается вид на водохранилище. Теперь вместо газона к террасе примыкает холм, где главным растением стала лапчатка кустарниковая, цветущая почти весь сезон. Передняя же часть сада изобилует цветниками из лилейников, хост, гераней, ирисов, фланкирующими новые дорожки.

Поразительными показались две вещи. Во-первых, роскошь открытого пространства (вблизи расположенного рядом водоема) сама по себе призывала к его визуальному заимствованию и включению в общую композицию. А во-вторых, казался нереальным объем труда и любви, вложенных хозяйкой во все это великолепие.

И вот уже через 12 лет в саду что-то не так? Со всем этим необходимо было как-то разбираться. Первый же беглый анализ выявил ошибки, допущенные в процессе создания сада. Парадная зона представляла собой неделимое целое и практически не имела дорожек; газон на огромной площади без должного ухода превратился в настоящего агрессора по отношению к некоторым растениям; ручей, учитывая наличие большого искусственного водоема, был вполне уместен, но по размерам и расположению являл жалкое зрелище. Но основной проблемой виделось отсутствие понимания в посадках растений, одни из которых спустя годы поглотили другие. Нередко более крупные экземпляры заслоняли меньших собратьев, многие переплелись корнями и физически оказались неразделимы, а некоторые растения так и не смогли достичь истинных размеров.

С какого конца приступить к распутыванию данной головоломки, поначалу было даже не ясно. Но решение принято, и процесс начался.

Вокруг переработанной дорожно-тропиночной сети теперь закручен основной сюжет посадок. Существенно облегчают подход к дому перенаправленные траектории движения с новыми прогулочными маршрутами. Неровности рельефа подчеркнуты с помощью холмов, для образования которых использовался грунт, вынутый из-под дорожек. Старому ручью отвели роль скрытой ливневой канавы, благо в зарослях кустарника он не бросался в глаза, и создали новый ручей.

Структурные посадки из спиреи японской сорта «Little Princess» и вишни песчаной уводят взгляд к центральной серебристой группе из можжевельника скального, колосняка и ивы пурпурной. Разросшийся орех маньчжурский, туи западные, обсыпанные свисающими желтыми шишечками, юкки нитчатые в гравийных отсыпях — все это придает саду дух Средиземноморья.

Количество пересаженных растений не поддается точному учету. Новые композиционные группы сформированы вокруг растений, пересадка которых оказалась физически невозможной, закупленных же дополнительно было не так много.

Сегодня большая часть работ уже позади. И возможно, самое время подвести предварительные итоги.

Как определить, состоялся сад или нет? Ведь само восприятие гармонии изначально субъективно. Но, несмотря на индивидуальность мироощущения, большинство из нас способны подсознательно воспринимать гармонию форм, пропорций, цвета. Можно пролистать много книг о садах и в результате понять, каким должен быть твой участок. Увлекаясь идеями, начать скупать приглянувшиеся растения, ведь посадки — завораживающий процесс. Как бы только не забывать о единстве пространства и о том, что сад — явление, скорее, динамичное, чем статичное. И в какой-то момент в будущем обязательно устроит свой безжалостный экзамен на зрелость.

Садово-ландшафтные новости на Facebook

В Британии, кажется, что каждый сам себе ландшафтный дизайнер, настолько разнообразны садики перед домом. Но на самом деле каждый англичанин следует определенным канонам, создавая свой собственный коттеджный сад. Главные принципы коттеджного сада: произвольный дизайн, традиционные растения, плотная посадка и посадка вперемешку съедобных и декоративных культур и пряных трав. Кроме того, озеленение должно быть не только горизонтальным, но и вертикальным, а дом – вписываться в пейзаж (поэтому обычно дом стоит в глубине сада).

Коттеджный сад около Киддерминстера (о Киддерминстере я писала тут)

По одной из теорий возникновение коттеджных садов произошло благодаря одной из самых страшных пандемий в истории человечества, так называемой, Черной смерти, чумы в 14 веке. Смерть огромного количества людей создала излишек земель и дала возможность выжившим окружить свои дома небольшими садами и огородами, чтобы обеспечить себя пропитанием. Это были участки, на которых стоял улей, колодец, бродили куры и свиньи, росли овощи, а травы выращивались для лекарственного использования.
В отличие от Средневековья, елизаветинские времена были более “тучными”, на участках оставалось свободное место, и люди начали выращивать цветы. Хотя, часть цветов тоже выращивали с практичной целью: фиалки – для запаха и чтобы отгонять паразитов, а календулу и примулу употребляли в пищу. Но такие цветы, как диантус (гвоздика) и алцея (штокроза), выращивались исключительно, как декоративные. Именно елизаветинские времена дали толчок развитию коттеджных садов, и с 17 века садоводы и писатели начали популяризировать естественные сады с “любезной простотой неприкрашенной природы”.
Одним из первых гуру коттеджного сада можно считать шотландца Джона Клодиуса Лаудона, садовода и кладбищенского дизайнера викторианской эпохи.

Читайте также:
Денежное дерево картина куда повесить

Его “Садовая энциклопедия” переиздавалась огромное количество раз и до сих пор считается одной из лучших книг по садоводству. Лаудон рекомендовал сажать деревья более редко, а не создавать плотные завесы, чтобы сады выглядели светлее. Лаудон считал, что сады не должны полностью имитировать природу, и основал свою теорию дизайна под названием Gardenesque, где предлагал вводить в сады экзотические растения или абстрактные композиции. Благодаря Лаудону термин “ландшафтная архитектура” стал применяться к профессии

Деревушка Great Tew, Оксфордшир, где в усадьбе виконта Кэри работал садовником Джон Лаудон.
Сама усадьба не сохранилась, но сохранились деревья в долине, которые сажал Лаудон, и сады вокруг некоторых коттеджей сохраняют свою аутентичность еще со времен Лаудона. Фото из интернета.

Горячим приверженцем садоводческих идей Лаудона была его жена Джейн Лаудон (в девичестве Уэбб). Джейн была личностью неординарной.
Джейн Уэбб родилась в 1807 году в районе Эджбастона, Бирмингем, в семье Томаса Уэбба, эсквайра, богатого промышленника. После смерти матери, Джейн вместе с отцом путешествовала по Европе и изучала языки. Когда они вернулись домой, вследствии неудачных спекуляций, бизнес Томаса пошатнулся и в конце концов, рухнул. Томас продал дом в Эджбастоне, и они переехали в небольшой дом в другом, менее престижном районе. Когда Томас умер, Джейн было только 17 лет.
После смерти отца Джейн обнаружила, что она осталась без гроша. Ей было нужно срочно предпринимать какие-то действия, и Джейн начала писать роман под названием “Мумия! Или рассказ о двадцать втором веке”. Сюжет этого романа навеян историей о Франкенштейне Мэри Шелли, только возрожденный Хеопс, в отличие от Франкенштейна, не несет ужас и смерть, а дает советы тем, кто с ним подружится. Кроме того, Джейн попыталась создать в своем романе мир будущего, наполнив его новыми технологиями, отношениями и новой модой. Ее придворные дамы носят брюки, хирурги работают паровыми автоматами, а Англия стала абсолютной монархией. В мире, придуманном Джейн, есть эспрессо-автоматы, кондиционирование и даже зачатки интернета. По сути этот роман – научная фантастика, хотя в то время даже термина такого не было. Роман был опубликован анонимно в трех небольших по объему томах. Джейн в то время было только 20 лет.

Роман Джейн привлек внимание Джона Лаудона, он написал благоприятный отзыв на него в журнале, который редактировал. Ему захотелось встретиться с автором. Выяснив, что автор – девушка, он попросил друга пригласить ее к нему на обед. Джейн произвела на Лаудона неизгладимое впечатление. Именно такую девушку с неординарным мышлением Лаудон мечтал видеть своей женой. Через семь месяцев Джейн стала миссис Лаудон. Джону в то время было 47 лет. У них родилась дочь Агнес, которая стала автором детских книг.
Позже Джейн написала и опубликовала еще один роман, а потом переключилась на садоводство, которым заразил ее муж. Но Джейн не просто работала под руководством мужа, она решила сделать садоводство привлекательным для молодых девушек и женщин. Джейн обратила внимание на то, что все книги по садоводству были предназначены для тех, кто уже был глубоко погружен в тему, а не для тех, кто не имел базовых знаний. Сама Джейн, по ее собственному признанию, в начале своего брака с Лаудоном была полным профаном в ботанике, но благодаря тому, что ее муж был увлеченным фанатом садоводства, она быстро усвоила азы. Ей захотелось увлечь выращиванием цветов молодых женщин так же, как увлеклась она сама. Из под ее пера вышли инструкция “Садоводствo для дам”, “Цветочный сад для дам”, “Леди-компаньон в Цветочному саду”, “Ботаника для дам”, “Британские дикие цветы” и еще несколько подобных книг и журналов. Свои книги Джейн иллюстрировала сама, научившись рисовать самоучкой.

Читайте также:
«Гамавит» для сельскохозяйственных и домашних животных: дозировка, инструкция по применению

Когда Джон Лаудон умер от рака легких, Джейн осталась с 10-летней дочерью на руках. Было нелегко. Джейн продолжала писать книги, позже она стала получать пенсию, которую ей назначили за заслуги мужа и ее собственные. Лаудоны считались ведущими садоводами своего времени, их круг друзей включал в себя Чарльза Диккенса и Уильяма Теккерея. Умерла Джейн Лаудон в возрасте пятидесяти лет. Можно сказать, что миссис Лаудон была в садоводстве тем же самым, кем была миссис Битон в кулинарии (или Елена Молоховец в России). Рисунки Джейн использовали для декупажа подносов, абажуров, столиков. Она научилась использовать хромолитографию, и тираж ее книг смог существенно повыситься. Для многих дам эти книги стали настоящей находкой, а садоводство преврптилось в массовое хобби для дам.

Посуда с оттисками рисунков Джейн Лаудон до сих пор пользуется большой популярностью. Фото из интернета.

Большое влияние на развитие коттеджного сада оказали Уильям Робинсон и Гертруда Джекилл, фигуры, практически равные по значению.
Уильям Робинсон был ирландским садовником и журналистом. Он выступал против стандартных розариев в саду, скульптур и садиков в псевдо-итальянском стиле и прочих красот в коттеджных садах, которые присущи садам и паркам дворцов и больших усадеб. Робинсон ввел в садовую практику плотную посадку растений, использование местных многолетних растений и почвопокровных растений и посадку альпийских растений в “садах камней”. В книге The English Flower Garden Робинсон писал: “Один урок этих маленьких садов, которые так хороши, – это то, что можно получить хорошие эффекты от простых материалов”.

В 1884 году Робинсон начал преображение усадьбы Gravetye Manor в графстве Суссекс. Когда он начинал работу, большая часть поместья использовалась для выгула скота, а остальную часть занимал лес. Робинсон не только преобразил территорию вокруг усадьбы, но и воплотил в ландшафтном дизайне свои основные идеи. После смерти Робинсона хозяева не особо заботились поддержанием ландшафтного дизайна таким, каким он был при Робинсоне. Но в 2010 году новый хозяин нанял садовником Тома Коварда, который изучил дизайн Робинсона до мельчайших подробностей и вернул саду первоначальную красоту. Том не копирует полностью картинки из книжек Робинсона, не создает реконструкцию сада, он просто строго придерживается принципов Робинсона.

Робинсон считается гением от садоводства, который смог объединить гармоничное сосуществование природы и человека, ирландцем, который научил англичан создавать английские сады.

Гертруда Джекилл родилась в 1843 году в Лондоне в семье капитана Эдварда Джозефа Хилла Джекилла и его жены Джулии Хаммерсли. Кроме нее в семье было еще шестеро детей. Ее младший брат Уолтер Джекилл (позже ставший англиканским священником) был другом Роберта Луиса Стивенсона, который позаимствовал его фамилию для своей новеллы “Странная история доктора Джекила и мистера Хайда”.
Когда Гертруде было пять лет, ее семья переехала из Лондона в имение Брэмли Парк в графстве Суррей. Детство Гертруды прошло на природе, что помогло раскрыться ее художественным способностям.
В 18 лет Гертруда переехала в Лондон и начала серьезно заниматься живописью.

Читайте также:
Как приготовить замороженные устрицы в домашних условиях

У мисс Джекилл был художественный талант. Она собиралась стать художником.

Кот в сапогах Гертруды Джекилл

Но встреча с Уильямом Моррисом, знаменитым пропагандистом движения Искусства и ремесел, подтолкнула ее связать свою жизнь с прикладным искусствам. Гертруда начала заниматься дизайном интерьеров, вышивкой, чеканкой, резьбой по дереву, изготовлением серебряных изделий. Живопись Гертруда тоже не бросала. В 20 с хвостиком лет она была уже художником с именем, у нее было много заказов. Гертруда хорошо зарабатывала и могла позволить себе путешествовать по всей Европе. Особенно она любила Италию и Испанию.
Но когда Гертруде исполнилось 33 года, умер ее отец, и уход за матерью лег на ее плечи. Беда, как говорится, не приходит одна. В это же время врачи сообщили ей, что ее близорукость прогрессирует быстрыми темпами, и она может полностью потерять зрение. Ей запретили заниматься ее любимым делом – живописью и вышивкой. Нужно было искать другое занятие.
Гертруда вместе с матерью и младшим братом решили вернуться в Суррей. Они купили небольшой дом с участком, а чуть позже Гертруда купила пустующий участок рядом. На этом участке, площадью 5 гектаров, Гертруда создала свой первый сад – Манстед Вуд (Munstead Wood). На этом участке она экспериментировала всю жизнь. Этот участок располагался на склоне. В верхней части была вырубка, там постоянно самосевом, как в лесу, вырастали деревья разных пород, а в средней части была посадка каштанов. Гертруда не хотела все вырубать под ноль, она старалась “следовать природе в ее развитии”. Так она создала новый вид сада – “лесной сад” с тенелюбивыми растениями.
Занятие садоводством привело ее к знакомству с “удивительным обществом любителей”, как говорила она сама. Так, Гертруда познакомилась с Уильямом Робинсоном, который издавал журнал “Сад”. Сотрудничая с этим журналом и при поддержке Робинсона, Гертруда начала получать заказы на проектирование садов. Работала она, в основном, прямо на натуре, делая лишь схематичные наброски.

Так она изобрела “живопись растениями”.

Живопись растениями в Саду Динери (Deanery Garden) в Брекшире. Динери считается непревзойденным образцом уравновешенной асимметрии.

Классический пример сада в стиле Гертруды Джекилл – это изобилие декоративных и дикорастущих растений. При этом учитывается природная совместимость и сочетание оттенков и цветов. Джекилл считала, что цветников в саду должно быть несколько – в соответствии с временами года, таким образом, сад практически всегда будет цветущим.

В первозданном виде сохранилось немного садов Гертруды Джекилл, но в последнее время ее сады начали восстанавливать, благо, эскизы и заметки Гертруды сохранились.

Манстед Вуд, участок Гертруды, развивался, и она задумала построить на нем дом. Гертруду познакомили с 20-летним архитектором Эдвардом Лаченсом. Выбирая место для дома, Гертруда и Лаченс создали свою новую концепцию “дом для сада и сад для дома”.

Дом Гертруды в Манстед Вуде, построенный Эдвардом Лаченсом. 1921 год

Эта концепция легла в основу их совместной 20-летней работы. Вместе они создали десятки домов и садов, и “дом Лаченса с садом Джекилл” стали символом английского образа жизни.

Гертруда Джекилл в своем саду в 1923 году

Кроме прекрасных садов, а она разработала их около 400, Гертруда много печаталась в журналах “Сад” и “Сельская жизнь”, кроме того она выпустила 8 книг, которые стали классикой ландшафтного искусства. Среди них Цветочное оформление дома, Цвет в цветочном саду, Дети и сады, Розы для садов Англии, Лилии для садов Англии и другие.
Гертруда Джекилл скончалась в 1932 году, дожив почти до 90 лет.

Читайте также:
Голуби породы Кинг: описание, характеристика, фото

Забавная история произошла с рабочими ботинками Гертруды Джекилл. Когда ей было 40 лет, она купила пару мужских ботинок для работы в саду. В них ей оказалось настолько удобно работать, что она носила их до самой смерти. Ботинки прослужили ей почти полвека. Гертруда отказывалась их менять. Отдавала в починку и носила снова. В 1920 году художник Уильям Николсон нарисовал эти ботинки с натуры в доме Гертруды. Позже художник подарил картину Лаченсу, а после смерти Лаченса, его вдова подарила картину галерее Тейт.

Знаменитый английский селекционер роз Дэвид Остин создал розу Gertrude Jekyll. Это один из лучших и самых популярных сортов Дэвида Остина.

Уильям Робинсон и Гертруда Джекилл, создавая свои ландшафтные работы, находились под влиянием взглядов Уильяма Морриса. Уильям Моррис был не только неофициальным лидером Движения искусств и ремесел, но и поэтом и одним из самых ярких художников-прерафаэлитов.

Портрет Уильяма Морриса работы Джорджа Фредерика Уоттса

Но и Моррис оказался под влиянием работ своих учеников. Моррис начал строить дом для своей семьи, так называемый, Красный дом (Red House) в Бексли-Хис, над оформлением интерьеров которого работали Берн-Джонс, Россетти, Элизабет Сиддал и сам Моррис с женой. А вот сад вокруг дома Моррис заложил, исходя из идей Робинсона и особенно, Джекилл. Когда Красный дом и сад были закончены, “старомодный сад” стал неожиданно последним писком моды.

Меня зовут Елена Мумрина, я живу в Санкт-Петербурге и выращиваю розы (и не только) на своём дачном участке в Выборгском районе Ленинградской области.

Я люблю крупные и яркие растения, не требующие серьёзного ухода. В своём саду испытываю много видов и сортов, а на этом сайте пишу только о самых интересных и хорошо растущих без моей помощи.

Большинство сортов роз не способны пережить наши зимы без укрытия – и я их укрываю (быстро и просто, подробности в разделе Агротехника роз), но это практически единственное, что я для них делаю. В остальном они растут сами – так же как и другие мои растения.

Мой сад – действительно “ленивый”! Я не пользуюсь пестицидами, поливаю только в сильную засуху, подкармливаю лишь слабые растения один раз за сезон.

Все растения высаживаются без посадочных ям, в почву, которая есть на участке (очень сухая песчаная почва). Сорняки пропалываю редко – и выборочно: мне не нравится ухоженный сад, я люблю запущенность.

С болезнями и вредителями я борюсь только в случае серьёзного заражения, и наименее ядовитыми средствами. Вредителей в основном просто собираю руками. А от болезней применяю молочную сыворотку и Фитоспорин.

Коллекция лилий погибла от фузариоза, занесённого с заражённым посадочным материалом.

Но на место лилий и в саду, и в моём сердце пришли рододендроны, верески и хвойные! Которым очень понравились условия моего участка.

Моя коллекция роз продолжает расти. Но постепенно снижается количество сортов, требующих укрытия – и растёт количество неукрывных сортов. Работа с европейскими питомниками, селекционерами и коллекционерами открыла новые горизонты в поиске как самых новых, так и давно забытых зимостойких сортов роз. С каждым годом их находится всё больше. И так как я делаю большие заказы в питомниках, то имею возможность заказывать прививку и выращивание саженцев любых сортов роз из мирового ассортимента. И теперь на этом сайте можно не только узнать о зимостойких розах, но и заказать их.

В последние два года (2019-2020 гг.) я окончательно убедилась в том, что сорта роз для 5 и 6 зоны нуждаются не только в укрытии, но и в хорошем уходе. Им необходима питательная почва, регулярный полив, подкормки и обработки от болезней.

Читайте также:
Гербицид Шквал: инструкция по применению, нормы расхода, токсичность, аналоги

В моих условиях такие сорта живут и цветут – но высота кустов намного меньше, чем должна быть, побегов мало, цветение не обильное.

А зимостойкие розы в условиях моего сада растут и цветут прекрасно без замены почвы и какого-либо ухода. Они даже подавляют многолетние сорняки – пырей и сныть! А по красоте цветения эти сорта уже затмили теплолюбивых родственниц – так как цветов у них очень много, и красота отдельного цветка стала не так важна для меня.

В то же время, зимостойкие сорта роз имеют много недостатков. Большинство сортов хорошо цветут, только когда дорастут до размеров 2 х 2 метра. Очень колючие. Цветы держатся всего 2-3 дня, и гниют в дождливую погоду. А также – разнообразие форм куста, цветка, цвета лепестков – не такое огромное, как у теплолюбивых сортов роз. Отсутствуют красные, жёлтые, лососёвые, оранжевые цвета. Нет сортов с моей любимой бокаловидной формой цветка, и держащих эту форму хотя бы 3-4 дня.

Поэтому я пытаюсь создать свои сорта роз – зимостойкие и с красивым цветком. В процессе получаются самые разные варианты, иногда довольно интересные.

Все фотографии, представленные на этом сайте, сделаны лично мною, и большая их часть – в моём саду.

Все текстовые материалы написаны мной на основании личного опыта – за исключением официальной информации о сортах роз и лилий – такой как имя автора, год интродукции, происхождение, основные характеристики.

В 2014 году мы вместе со Светланой Моторовой создали группу в Контакте “О чём мечтает сад” – для проведения совместных закупок растений для себя и друзей. За это время друзей стало так много, что из хобби заказы на растения превратились в профессию :)) И этот сайт теперь тоже называется “О чём мечтает сад. Розы и . “

Заказы на растения из моей коллекции и на множество других проходят ТОЛЬКО в ЗАКРЫТОЙ ГРУППЕ “О чём мечтает сад” в Контакте.

Открытая информация о пользователе ВК

Алексей Токмагашев

Алексей Токмагашев

Елена Черновская

Елена Черновская

Денис Романов

Денис Романов

Карине Симонян

Карине Симонян

Андрей Морозов

Андрей Морозов

Андрей Барков

Андрей Барков

Константин Баюн

Константин Баюн

Олеся Лобовикова

Олеся Лобовикова

Дмитрий Илюхин

Дмитрий Илюхин

Ромео Бондарев

Ромео Бондарев

Андриан Заугольников

Андриан Заугольников

Алёна Мухорчева

Алёна Мухорчева

Любовь к глине

«Так уж получилось, что исторически во всем мире керамические школы определяются по географическому принципу (Франция, Япония, Корея, Германия) и по направлению (“керамика ар-деко”, “керамика Баухауса”). С распадом Советского Союза исчезла “советская керамика”, встало все производство художественной керамики: разорились и закрылись заводы, исчезли коллективные мастерские, в которых художники работали вместе.

Остались лишь индивидуальные производства и голый энтузиазм. Выживали сильнейшие, они же самые талантливые. Елена — один из таких художников. Благодаря тому, что керамика никогда не была для нее работой, родом занятия, она просто жила и делала керамику каждый день — из года в год. Очевидно, что для нее это рутинная прекрасная жизнь, полная мокрой глины, горячей печи для обжига, экспериментов с температурами и смесями и радости от результата, который почти всегда есть обыкновенное чудо.

Елена Хлендовска в юности

Елена никогда не останавливалась, не меняла профессию, не пыталась заработать на жизнь чем-то другим. Став очень успешным художником (ее работы находятся в бесчисленных частных собраниях по всему миру и в коллекциях ММСИ на Петровке и «Царицына»), не утратила чувства радости от соприкосновения с материалом. На сегодня она — один из самых важных художников-керамистов в Москве, а может и в России», — поделилась Наталья Аредова-Кострова. А сама Елена Хлендовска перечислила 7 ярких фактов из своей жизни и творчества, позволяющих лучше понять внутренний мир художника.

Работы Елены Хлендовска

Мистики в реалиях: Николай и Елена Рерихи

Все, кто слышал имя Рерих, уже и не вспомнят, что эта фамилия имеет древнескандинавское происхождение и в переводе означает “богатый славой”. Настолько прочно семья Рерихов ассоциируется в нашем сознании с Шамбалой, Гималаями и Тибетом, а не с Мидгардом, Исландией и Скандинавией. Но, несмотря на нашу “забывчивость”, значение своей фамилии чета Рерихов вполне оправдала.

Читайте также:
Горький миндаль польза и вред отличие от сладкого применение

В нашей рубрике, посвященной мистикам, мы лишь единожды пошли на “нарушение” и дали не биографию одного конкретного человека, а коллективный портрет мистиков, когда рассказывали о магах Тибета.

В этой статье мы также поведаем сразу о двух мистиках — Николае и Елене Рерих, чья жизнь так или иначе была связана с этими краями. Такому объединению в один материал есть простое объяснение — супруги Рерих, как нам представляется, были воистину единым и неделимым целым.

Оба с юности увлеклись теософией. Елена Ивановна Рерих, в бытность свою девицей Шапошниковой, перевела на русский язык “Тайную доктрину” своей тезки и соотечественницы мадам Блаватской. Позже супруги вступили в Теософское общество, но их путь к Истине оказался в стороне от этого мистического движения.

Николай Константинович Рерих родился в Санкт-Петербурге 27 сентября (9 октября) 1874 года в семье преуспевающего нотариуса и общественного деятеля. Мать происходила из купеческой семьи. Елена Ивановна Рерих была пятью годами моложе своего избранника. Она родилась 31 января (12 февраля) 1879 года в семье известного петербургского академика архитектуры Ивана Ивановича Шапошникова. Ее мать, Екатерина Васильевна, принадлежала к старинному роду Голенищевых-Кутузовых и была двоюродной правнучкой русского полководца Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова.

Вначале Коля Рерих, уступая воле своего родителя, поступил на юридический факультет. Но, получив высшее образование, он не пошел по стопам отца и ни дня не проработал по специальности. Весь юношеский пыл был направлен на изучение истории, археологии, этнографии, философии и, главное, живописи. Первая выставленная его картина была приобретена знаменитым коллекционером Третьяковым и получила благожелательный отзыв Льва Толстого. У Рериха были отменные учителя по этой части, а с 1895 года он занимался в студии знаменитого мастера пейзажной живописи Архипа Ивановича Куинджи.

В этом же году Елена Шапошникова с золотой медалью окончила Мариинскую женскую гимназию в Санкт-Петербурге и поступила в музыкальную частную школу, директором которой был профессор игры на фортепиано Иосиф Александрович Боровка. Но познакомится она с будущим мужем только в 1899 году в имении директора Российского археологического общества князя Путятина, своего дяди.

С октября 1901 года и вплоть до смерти Николая Константиновича, их судьбы будут нераздельны также, как будут нераздельны их творчество, научные изыскания и поиск своего Пути. Тут точкой отсчета может считаться 24 марта 1920 года, когда в Лондоне Рерихи повстречали своего первого махатму и после бесед сним написали первую книгу своего учения “Листы сада Мории”. Две части книги “Зов” и “Озарение” вышли соответственно в 1924 и 1925 годах.

В 1920 году Рерихи перебрались в США, где основали “Общество Агни-Йога” для распространения своего учения “Живая Этика”, смысл которого состоял в моральном усовершенствовании человечества. С жизнью Рерихов в США связан еще один интересный, но мало известный факт: Николай Рерих под псевдонимом “Сергей Макроновский” принял участие в разработке дизайна долларовой купюры.

Индусы называют махатмами, что означает “великая душа”, своих святых, совершавших духовные подвиги. Махатмы мистическим образом связаны с Шамбалой — центром эзотерической мудрости, сокрытым где-то в горах Непала.

Читайте также: Священную Шамбалу нашли в России?

Неизвестно, что побудило человека с явно художественными задатками и тягой к спиритическим сеансам, кроме того бывшим явным антисоветчиком, клеймившим большевистский режим в эмигрантской белогвардейской прессе, броситься в объятия Советской власти. Осенью 1924 года Рерих переправился через океан в Европу и посетил представительство СССР в Берлине, где встретился с полпредом Н. Н. Крестинским и его помощником Г. А. Астаховым.

Читайте также:
Как и где правильно покупать семена, ошибки при покупке семян

На стоянке в Бурхан-Булате Рерих дал знаменитое письмо махатм для передачи Советскому правительству и ларец с землей на могилу “Махатмы Ленина”. Эти дары Николай Константинович в июне 1926 года вручил лично наркому Чичерину, а тот передал их в Институт Ленина.

В октябре 1925 года художник задумал картину “Гора Ленина”, позже переименованную им в “Явление срока”. Тем не менее в Москве она была выставлена под своим первоначальным названием. В дарственной Рерих собственноручно начертал: “Гора Ленина”. В экспедиционном дневнике Николая Константиновича тогда появилась следующая запись: “Гора Ленина высится конусом между двух крыльев белого хребта. Лама шепчет: “Ленин не был против истинного буддизма”.

Николай Рерих умер 13 декабря 1947 года. Последние годы поклонник махатм жил и работал в Индии. Там же 5 октября 1955 года скончалась и Елена Ивановна. В памяти советских людей Рерихи оставались прежде всего деятелями русской культуры.

12 апреля 1961 года первый космонавт планеты Юрий Гагарин записал в своем бортовом журнале: “Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха”.

Читайте другие статьи из серии “Великие мистики в реалиях”:

Основная информация

Можно редактировать: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Уникальный идентификатор пользователя, определяется при регистрации ВКонтакте.

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Домен служит для установки красивой запоминающейся ссылки на страницу пользователя ВКонтакте.

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: нет

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

ВКонтакте больше нельзя редактировать отчество для пользователей, у которых оно не было указано ранее.

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: да

Можно скрыть настройками приватности: да

ВКонтакте присутсвует возможность скрыть дату рождения полностью или частично (при этом будут отображены только день и месяц рождения).

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

После окончания Строгановки студентов обычно распределяли на разные производства. Одна моя однокурсница была распределена в Туймазы, в Башкирию, на только что открывшийся фарфоровый завод, где должна была отработать главным художником два года. У меня был «свободный диплом», и мне не надо было никуда ехать. «Свободный диплом» — это свободный художник. Такие дипломы были не всех, но я как-то особо не вникала в тонкости, и до сих пор не понимаю, хорошо этот или плохо.

Анализ страницы Елены Крихты ВКонтакте

Сервис анализирует настройки приватности для персональной страницы ВКонтакте на основе общедоступных данных и подбирает рекомендации, которые помогут адаптировать профиль для лучшего продвижения или максимальной закрытости от поисковых систем.

Укажите имя человека для поиска или ссылку на профиль ВКонтакте для анализа страницы.

Елена Крихта

Можно редактировать: да

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: нет

Можно редактировать: нет

Обязательно к заполнению: нет

Можно скрыть настройками приватности: да

Можно скрыть настройками приватности: частично

ВКонтакте не позволяет полностью настроить приватность для фотографий профиля (фото, которые используются на аватарке). Однако, при ограничении доступа ко всей странице, будет доступно только главное фото в небольшом размере.

Алексей Павлов Вероника ПетроваКонстантин СеменовВера Бычкова

Можно скрыть настройками приватности: частично

ВКонтакте присутсвует возможность скрыть до 30 друзей.

Ссылка на основную публикацию